Обвинения Израиля Суданом в атаке на оружейный комплекс "Ярмук" в Хартуме содержат много несостыковок. Главным доказательством служит тот факт, что у Израиля были причины уничтожить завод, производивший не только стрелковое оружие, как утверждают суданцы, но ракеты малой и средней дальности на деньги Ирана. Получателями этой продукции были ХАМАС, "Хизбалла" и, возможно, даже Сирия.
Недавно британская газета Sunday Times опубликовала информацию о том, что во время ликвидации оперативного командира ХАМАСа Махмуда аль-Мабхуха в Дубаи в 2010 году при нем были обнаружены документы об ирано-суданском сотрудничестве в области производства оружия. Речь идет о ракетах "Шихаб-3" и "Фаджар", способных поразить из Газы Тель-Авив и Димону. Ракеты "Фаджар" в 2006 году использовала "Хизбалла" для обстрелов израильских городов.
Судан уже не первый раз обвиняет Израиль в подобных акциях. В мае этого года был взорван джип Насера Авад Аллы, который координировал контрабанду оружие на Синай, а в апреле 2011 года атакован автомобиль Абда аль-Латифа Ашкар, преемника аль-Мабхуха. Израилю также приписывали ряд авиаударов по конвоям с оружием. Самый крупный произошел в 2009 году, во время операции "Литой свинец".
Но атака на завод, расположенный в центре города, могла привести к жертвам среди гражданского населения. Этого не случилось, но риск был велик. Почему же израильские ВВС решились на это – если это действительно акция Израиля? Почему именно сейчас Израиль разбомбил давно работавший завод, если до сих пор он ограничивался уничтожением караванов?
Отношения Израиля и Судана всегда были непростыми. Судан наряду с Сомали давно служит главным из двух путей доставки иранских вооружений в Газу через Синай. Во время почти двадцатилетней гражданской войны Иерусалим поддерживал Суданскую народно-освободительную армию, представлявшую население южных районов, по большей части христианское. Война закончилась образованием государства Южный Судан, чей президент Сальва Киир нанес свой первый международный визит именно в Израиль. Сотрудничество с этой страной, несмотря на сложный период становления, несет немало выгод для Израиля. Южный Судан располагает богатыми природными ресурсами, в том числе и нефтью, он способен влиять на политику Египта в ходе переговоров о распределении вод Нила. Помимо этого, немусульманский Южный Судан может стать ценным региональным союзником и для Израиля, и для всего Запада.
Неудивительно, что Судан считает Израиль своим врагом, и сейчас использует удар по заводу как повод для нападок на еврейское государство. Суданское правительство пожаловалось в ООН и объявило, что намерено "жестко действовать" против израильских интересов в регионе. "Террор" Израиля осудили Египет, ЛАГ, Иран. Возникает вопрос, стоило ли идти на обострение в такой непростой момент?
Есть мнение, что это была своего рода репетиция атаки на иранские ядерные объекты. Действительно, расстояние до Хартума и до иранских заводов в Фордо и Натанзе примерно одинаково, хотя у завода "Ярмук" нет подземных помещений. В этом смысле момент накануне выборов президента США выбран не случайно, чтобы продемонстрировать будущему хозяину Белого дома серьезность израильских намерений.
Кстати, показательно, что глава ЦРУ генерал Дэвид Петрэус тут же заверил суданских коллег, что США не имели никого отношения к этой операции. Таким образом, США, очевидно, заранее подстраховываются и на случай "несанкционированного" нападения Израиля на Иран.
Маловероятно, что операция в Судане связана с израильскими выборами. Такие акции обычно планируются долго и тщательно, хотя, возможно, военные давно ждали приказа, и Нетаниягу решил, что для него пришло время.
Впрочем, немало факторов свидетельствуют против того, что Израиль бомбил "Ярмук". Во-первых, именно сейчас помощь Ирана ХАМАСу сократилась. Во-вторых, самолеты прилетели к Хартуму с востока, а не с северо-запада, где находится Израиль. Даже в сообщении о времени взрыва происходит путаница, и первоначально о нем говорилось как о технической аварии.
Не исключено, что это и была авария, которую решили объявить израильской атакой. Мы уже видели примеры, когда радикальные группировки наперебой рвались присвоить себе "честь" терактов против Израиля. В данном случае преследовалась иная цель – поссорить Израиль с арабскими странами в тот момент, когда некоторые из них готовы к союзу с еврейским государством против Ирана. Другая задача – разрушить висящий на волоске мир между Израилем и Египтом. За такой провокацией, несомненно, стоит Иран.
Сам по себе Судан мало кого интересует. Происшествие в Хартуме может стать поводом для регионального обострения, если арабские страны, и в первую очередь Египет, захотят им воспользоваться. В противном случае, о нем забудут так же быстро, как о предыдущих инцидентах.