Газета "Наш Мир" br>
Выборы президента в США, проходящие раз в четыре года, теперь снова
на повестке дня, и средства массовой информации всего мира по
обыкновению крайне увлечены этим сюжетом. В связи с тем, что США
обладают статусом сверхдержавы, американские выборы президента принято
считать эталоном демократии западного образца, и США окружены славой
своих прошлых достижений. В реальности, за 200 лет своей эволюции,
количество проблем, которые принесла с собой американская демократия,
начинает превышать ее преимущества, и постепенно обнажаются существенные
изъяны.
Несмотря на то, что в мире существуют самые разные
определения для понятия «демократия», о содержании базовых принципов
демократической политики сложилось единое мнение. При демократическом
режиме правления должны выполняться следующие четыре основные принципа:
суверенитет народа, власть большинства, политическое равенство,
политическое участие. Именно в этих четырех областях сегодняшняя
американская модель демократии сталкивается с наибольшими трудностями.
Так, известный американский политолог Боб Доул отмечает, что
«неравенство в американской политике продолжает усиливаться».
Начнем
с того, что избирателей - слишком много, и один народный представитель
не справляется, а принцип народного суверенитета не работает. Когда
Соединенные Штаты только образовали государство, один член Палаты
представителей (нижняя палата Конгресса США) представлял не более 3500
избирателей, в 1800 г. - 50 000 избирателей, что сравнимо по размерам с
городом уездного значения в Китае. Согласно же результатам переписи
населения в США в 2010 году, один депутат представляет 700 000
избирателей. Единственное, что может делать такой представитель народной
власти — это уважать своих избирателей. Представлять же их интересы -
практически невозможно. Существует мнение, что разумнее ограничить число
избирателей, которых может представлять один депутат, - 50 000 человек.
При таком раскладе в Палате представителей США будет сидеть более 6000
человек, как же проводить заседания?
Во-вторых, принцип баланса
сил ограничивает применение принципа власти большинства. Согласно
принципу большинства, решение считается конституционно принятым, если
оно набрало голоса половины членов палаты. Однако в политике США
применяется принцип сдержек и противовесов, согласия простого
большинства не достаточно. Законопроект должен быть рассмотрен Сенатом,
Палатой представителей и президентом, и получить одобрение на всех трех
уровнях, - таким образом, три органа власти ограничивают и
уравновешивают друг друга. Две основные партии в составе Сената и Палаты
представителей, в свою очередь, выступают взаимными ограничителями и
балансирами. То есть, достаточно получить хотя бы 50% одобрения в одном
из этих трех высших органов власти, другими словами одобрение 1/6
власти, чтобы остальные 5/6 подчинились.
В-третьих,
влияние капитала на ход выборов остается огромным. Несмотря на то, что в
США реализуется принцип равенства голосов, значение голосов
неодинаково. Выборы являются весьма затратным процессом, и ключевое
значение имеет источник финансирования. Политологи давно уже пришли к
выводу, что деньги на выборы должны поступать из общественных
организаций, а не от частных лиц и предприятий - во избежание их
чрезмерного влияния в политической сфере. В США, пожалуй, самая лояльная
в мире политика по отношению к финансированию. Общая сумма расходов на
проведение предыдущих выборов президента достигла рекордных 5,3 млрд.
долларов, и на выборах в этом году будет поставлен новый рекорд. К таким
результатам привело то, что простые избиратели стоят все дальше от
процесса принятия решений, а более могущественные классы - все ближе к
власти, что, в конце концов, ведет к разрушению демократии. Богатый
класс может играть ведущую роль не только в социальной и экономической
сфере, он также расширяет свои привилегии на сферу политики, взяв, таким
образом, последний рубеж поддержания баланса сил в государстве. Это
приводит к возникновению следующих явлений: при нынешней модели
капитализма в США - самая большая разница в доходах с момента
первоначального накопления капитала. Остаются нерешенными такие важные
вопросы, как план развития экономики и повышения благосостояния народа,
нелегальная иммиграция, медицинское страхование, пенсии, образование.
В-четвертых,
в самом процессе голосования степень разрушения американской модели
демократии заметна еще больше. Избиратель должен владеть всей полнотой
информации, а также иметь право принимать собственное решение. Это
является обязательным условием голосования. В противном случае,
избирательный бюллетень – не более, чем бессмысленный листок бумаги. В
настоящее время в США одновременно с увеличением скорости
распространения информации в СМИ значительно снизилось ее качество.
Газета «Вашингтон Пост» назвала президентские выборы «лживым
соперничеством». Кандидаты в президенты, чтобы снискать благосклонность
избирателей, делают громкие заявления, идут на пустые обещания и ложь,
раз за разом перекладывают на Китай ответственность за спад американской
экономики. Как тут американским избирателям получить достоверную и
полную информацию?
История американской демократии дает, по
крайней мере, один урок: развитие демократии не прекращается, и оно
подобно гребле против течения: не двигаешься вперед – значит, пятишься
назад. В процессе развития демократии ни одна страна не сможет научить
демократии других, и любое государство не должно принижать свои
достоинства.
Автор - научный сотрудник Института современных международных отношений Китая.
|