Газета "Наш Мир" br>
Учитывая горячие споры вокруг того, как необходимо учить американских
детей, может стать неожиданностью информация о том, что учащиеся
проводят в школе меньше 15% своего времени. Хотя в том, что школа имеет
большое значение, сомнений быть не может, ряд современных исследований
напоминает нам, что родительская забота является гораздо более значимым
фактором. К примеру, опубликованные в октябре результаты исследования,
проведенного учеными Государственного университета Северной Каролины,
университета Брайэм-Янг и университета Калифорния-Ирвинг,
свидетельствуют о том, что участие родителей – проверка домашних
заданий, посещение школьных собраний и мероприятий, обсуждения школьных
занятий дома – в гораздо большей степени влияет на успеваемость
учащихся, чем школа, в которую они ходят. Другое исследование,
результаты которого были опубликованы в Review of Economics and
Statistics, показало, что усилия родителей (чтение книг вслух, встречи с
учителями) влияют на успеваемость детей гораздо больше, чем усилия
учителей или самих детей. Авторы третьего исследования делают вывод, что
школам придется увеличить расходы примерно на тысячу долларов на одного
ученика (а в условиях напряженной экономической обстановки это
маловероятно), чтобы добиться таких же результатов, которых можно
добиться через активное участие родителей.
Таким
образом, значительную роль играют родители: десятилетия исследований
подтверждают, что более высокие результаты, которые демонстрируют дети
из обеспеченных семей, во многом являются результатом «согласованного
развития детей» в сравнении с более попустительским стилем воспитания,
характерным для семей рабочего класса. Однако исследования подтвердили
еще один интересный факт: родителям любого уровня достатка вовсе не
обязательно покупать своим детям дорогостоящие развивающие игрушки или
цифровые устройства, чтобы стимулировать их развитие. В том, чтобы
возить детей на развивающие и подготовительные курсы, также нет никакой
необходимости. То, что им необходимо делать со своими детьми, это
разговаривать.
Но здесь речь идет не просто о любом
разговоре. Хотя хорошо известное исследование, проведенное психологами
Бетти Харт (Betty Hart) и Тоддом Рисли (Todd Risley), доказывает, что
родители, имеющие высшее образование, разговаривают со своими детьми
больше, чем менее обеспеченные родители – гораздо больше, ведь к тому
времени как ребенку исполняется три года, «словесный разрыв» составляет
уже 30 миллионов слов – результаты последних исследований могут многое
нам рассказать о том, какие именно беседы дома способствуют успеху детей
в школе. К примеру, исследование, проведенное учеными Школы
общественного здоровья Калифорнийского университета и опубликованное в
журнале Pediatrics, доказало, что двусторонние беседы взрослого и
ребенка развивают навыки речи в шесть раз лучше, чем беседы, в которых
говорит только взрослый. Такой взаимный диалог дает ребенку возможность
самому пробовать формулировать фразы, а также формирует в нем
уверенность, что его мысли и мнения важны для окружающих. В процессе
взросления эта уверенность позволяет детям из среднего и высшего класса
общества решительно отстаивать свои интересы, в то время как учащиеся из
рабочего класса зачастую избегают просить о помощи или защищать свое
мнение в споре с учителями, как говорится в докладе, представленном на
конференции Американской социологической ассоциации, прошедшей ранее в
этом году.
Содержание бесед родителей со своими детьми
также имеет значение. Дети, которые дома постоянно слышат разговоры о
цифрах и счете, приходят в школу с гораздо более обширными
математическими знаниями, как утверждают ученые из Чикагского
университета – знаниями, которые в будущем помогут им добиться
значительных успехов в этом предмете. Психолог Сьюзан Левайн (Susan
Levine), проводившая исследование на цифровых словах, также обнаружила,
что, если детям рассказывать о пространственных свойствах физического
мира – о том, что объекты бывают круглыми, маленькими, острыми – это
будет способствовать развитию способностей к решению задач у детей
дошкольного возраста.
Хотя темы бесед родителей и детей
со временем меняются, их влияние на школьную успеваемость остается
довольно сильным. Опять же, то, как родители разговаривают с учащимися
средней школы, имеет большое значение. Результаты исследования,
проведенного Нэнси Хилл (Nancy Hill), профессором Гарвардской высшей
педагогической школы, доказывают, что родители играют важную роль в том,
что Хилл называет «академической социализацией» - то есть формированием
ожиданий и установлением связи между текущим поведением и будущими
задачами (поступить в колледж, получить хорошую работу и так далее). Как
утверждает Хилл, ведение подобных бесед оказывает гораздо более
серьезное влияние на успеваемость, чем волонтерская работа в школе
ребенка, посещение родительских собраний или посещение вместе с ребенком
библиотек и музеев. Когда речь заходит о содействии успехам ребенка,
очевидно, важно не столько то, что родители делают, столько то, что они
говорят.
|