29 октября в Гейдельбергском университете завершилась крупнейшая ежегодная научная конференция, посвященная диалогу науки и религии. Мероприятие обошлось без скандалов, и завершилось в атмосфере взаимного уважения и доверия. В России открытие теологической кафедры в МИФИ вызвало бурю протестов. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Гейдельбергский университет был основан в 1386 году и является одним из старейших немецких ВУЗов. Когда-то тут преподавали и учились философ Карл Ясперс, социолог Юнгерн Хабермас, математик Якоб Штейнер, а нобелевский лауреат один из создателей квантовой механики Макс Борн именно здесь он познакомился с другим будущим нобелевским лауреатом и тоже физиком Джеймсом Франком. Факультет Теологии в Гейдельберге – один из древнейших, ровесник самого университета.
Для российского наблюдателя даты научно-богословской конференции, приуроченной к 100 годовщине рождения Джона Темплтона, основателя крупнейшей в мире премии в области диалога религии и науки, совпали с очередным церковно-общественным скандалом.
В одном из лучших российских физических ВУЗов – Национальном исследовательском университете "МИФИ" была открыта кафедра теологии. "Происходящее – очередной позор славной администрации не менее славного университета", "Нормальному человеку понятно, о каких новых "знаниях" идёт речь – обычная пропаганда РПЦ", "Ректор проводит фактически насильственную христианизацию МИФИ" – такие отзывы осталвяли студенты на неофициальном студенческом сайте "Мифист.Ру", спустя всего пару дней, после официального открытия кафедры.
Доцент НИЯУ МИФИ кандидат физико-математических наук Владимир Решетов высказывает свою версию событий: "Негативная реакция вызвана в первую очередь тем, что ни студенты, ни преподаватели не получили исчерпывающей и достоверной информации о создании кафедры". Кафедра теологии будет читать факультативные курсы по предметам гуманитарной направленности и руководствоваться светскими университетскими стандартами: "Это будут предметы по выбору: исторические, культурологические, часть из них будет посвящена истории Церкви, философии, из пяти направлений – только одно богословское".
Открытие кафедры наложилось на критическое отношение "мифишного" студенчества к ректору. Создание кафедры теологии, как и резкая критика открытия православного храма на территории ВУЗа в 2010 году, стало очередным поводом высказать свое отношение к нелюбимому руководителю.
"По недоразумению многие студенты воспринимают религию как чуждую науке идеологию, по образцу советской, которую ректор им стремится навязать, – рассказывает Владимир. – Я давно знаю человека, поддерживающего сайт Мифист.Ру, неофициальный портал наших студентов, я знаю его критическое отношение к Церкви и к руководству МИФИ. Он веселый парень, хорошо делает свое инженерное дело и скоро защитит кандидатскую диссертацию. Он во всем надеется только на себя и своих друзей – это абсолютно правильная, трезвая и конструктивная позиция для молодого человека. Ну не нужен ему Бог! Однако не все люди такие, есть среди нас и те, кто вслед за Пушкиным пытается понять, зачем уму дан дар жизни. Через пару дней после сообщения об открытии кафедры теологии в МИФИ на встрече с молодыми учеными преподавателями ректор четко объяснил свою позицию и причины открытия кафедры. И из его слов совсем не следует, что православная традиция будет принудительно насаждается в университете. Он полагает, что это часть нашей культуры, нашего мировоззрения. Во всем мире люди отмечают религиозные праздники, или хотя бы с уважением к ним относятся".
Что такое теология?
Впрочем, конфликт "физиков и лириков" не исчерпывается конкретным случаем МИФИ. "Большинство физиков, скептически настроенных к новой кафедре и к университетской теологии вообще, просто не знакомы с предметом, – убежден Владимир Решетов. – Они не знают, что это за наука, что она изучает, они не понимают, что там можно вообще изучать! Впрочем, многие из них так же относятся, например, и к литературоведению, ко многим гуманитарным дисциплинам. Для них все это "лженауки" и "болтология". Просто литературу нам преподавали в школе, и поэтому мы готовы к ней относиться снисходительно, а к теологии, которая для многих она сводится к сказке "О попе и работнике его Балде" – нет".
Между тем, теология заняла свое место системе российского высшего образования уже более десяти лет назад, именно тогда был одобрен образовательный стандарт по этому направлению. Во многих вузах страны не первый год существуют теологические кафедры, а где-то и целые богословские факультеты.
Для любопытных, в государственном образовательном стандарте по Теологии содержится следующее определение этого термина: "Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, традиционное для религии право, археологические памятники, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями)".
В западных университетах богословские отделения не только готовят специалистов, но и присуждают ученые степени. В том числе и Оксфорд, в свое время защитил докторскую диссертацию по аскетике преп. Симеона Нового Богослова митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), возглавивший мифишную кафедру теологии. Оксфордская докторская степень по богословию приравнивается к PhD – русскому эквиваленту – кандидата наук.
Два подхода к вопросу о пароходе
Дословно термин "теология" с греческого переводится как "богословие" – познание Бога. Это познание немыслимо вне религиозной практики, равно как и утверждения о божественном бытии неверифицируемы (недоказуемы) с точки зрения современной науки. Бог находится за пределами ее методологии. До революции, чтобы отделить университетскую, а вернее "академическую" теологию от мистики, использовался специальный термин "богословская наука", в противовес богословию, как объекту изучения этой науки.
Сегодня такого, как правило, ни духовные академии, стремящиеся получить право присваивать светские "теологические" дипломы, ни православные университеты, эти дипломы не первый год присуждающие подобного терминологического разделения не производят.
"Теология в университете не исчерпывается только историей Церкви или изучением святоотеческой литературы, – рассказывает секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии и директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета протоиерей Кирилл Копейкин. – Она занимается исследованием рациональной составляющей нашей веры".
"На западе Теологические факультеты существуют уже очень давно, там это часть культуры, и поэтому против них никто не протестует, хотя конфликт мировоззрений существует и там, – размышляет отец Кирилл, кандидат физико-математических наук выпускник Физического факультета СПбГУ. – Между теологией и естественными науками есть вполне естественная конкуренция, потому что современная наука возникла не просто как эффективный способ познания мира, но как своего рода "новое богословие", – богословие Книги Природы – восполняющее и отчасти стоящее в оппозиции по отношению к традиционному библейскому богословию. Наука обратила свой взор к Книге Мира, к тому авторитетнейшему Тексту, который создан Самим Творцом. И характерно, что Эйнштейн, сегодня воспринимающийся как ярчайший выразитель духа науки, говорил: "Я хочу знать, как Бог создавал мир. Меня не интересует здесь тот или иной феномен, спектр того или иного элемента. Я хочу постичь Его мысли, все остальное – детали". Поэтому теология и теоретическая физика – это две родные сестры, которые на протяжении долгих лет конкурируют, но при этом дополняют друг-друга".
Большинство "мифистов", критически настроенных по отношению к кафедре, боятся именно этого "дополнения". Главная причина протеста – угроза того, что "богословская наука" начнет диктовать свои условия науке физической.
Доцент МИФИ Владимир Решетов спешит успокоить коллег: "Когда меня спрашивают про соотношение физики и теологии в нашей жизни, я обычно привожу в пример один и тот же анекдот: стоят физик и богослов на берегу и смотрят на проплывающий мимо корабль. Богослов спрашивает физика: а почему этот корабль плывет? На что тот отвечает: потому что в топке горит уголь, пар приводит в движение поршни, они крутят колеса... На что богослов возражает: он плывет потому что ему нужно доставить тюки с чайным листом в порт. Это и есть два подхода, теологический и естественно-научный, – объясняет Владимир. – Почему живет человек? Потому что он есть, пьет, это все дает силы его организму? А ведь можно ответить на этот вопрос и по-другому: человек живет, потому что у него есть цель. Эти разные два взгляда не противоречат друг-другу".
В целом с ним согласен и доцент-протоиерей Кирилл Копейкин: "Богословие не противоречит физике, просто теология, которая сформировалась в эпоху средневековья, вобрала в себя те представления о мире, которые унаследовала средневековая философия еще от античности. И все нынешние столкновения происходят не между богословием и физикой, а между современной научной картиной мира и средневековым образом мироздания. Ныне наука и богословие, когда-то бывшие неотъемлемыми элементами единой культуры, а позднее принципиально разошедшиеся, вновь нуждаются друг в друге. Прежде всего, в науке нуждается богословие. Ему необходимо усвоить все то, что было открыто новоевропейской наукой, возникшей именно как естественная теология, богословие Книги Природы. Подавляющая часть наших знаний о мире и человеке – это знания, приобретенные на протяжении последнего столетия в результате стремительного развития науки. И всерьез, глубоко рассуждать о Боге и Его отношении к человеку и миру едва ли возможно без учета всего этого колоссального массива".
Он продолжает: "Но и сама наука также нуждается в богословии. Разумеется, как исследовательская деятельность наука может обойтись и без богословия, но она создает научную картину мира, строит научное мировоззрение. И естественно возникает вопрос: полна ли эта картина, целостно ли такое мировоззрение? Проблема заключается в том, что, во-первых, остается невыясненным онтологический статус законов природы. Более того, объективирующая наука принципиально отказывается от постановки самого главного вопроса – вопроса о смысле и цели существования мира и человека. Поэтому построение системы целостного знания невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного".
Еще одно слагаемое в единое уравнение поля
По мнению отца Кирилла, взаимодействие науки и богословия имеет, кроме того, важнейшее социально-политическое измерение: богословское осмысление достижений современной науки в контексте разных религиозных традиций позволит различным религиям вступить в соприкосновение не через конфликт диаметрально противоположных богословских воззрений, а через науку, являющуюся единым языком описания и способом преобразования современного мира. "Интерпретация последних достижений естественных, гуманитарных и общественных наук может придать позитивный характер как диалогу науки и религии, так и диалогу различных религий", – заключает он.
По словам церковных спикеров, центром именно такого диалога может стать кафедра Теологии в МИФИ. Как сложится диалог российской физической науки и российской теологии – покажет время, но во многом это зависит и от "мифишного" опыта. Напоследок Владимир Решетов нам рассказывает еще один анекдот из серии "Физики шутят", как раз о богословии: "Прилетают Ангелы к Богу и говорят: На Земле открыли Бозон Хиггса, что будем же делать? Они теперь познают все тайны мироздания! На что Бог отвечает: не волнуйтесь, мы просто добавим еще одно нелинейное слагаемое в единое уравнение поля". Гуманитариям придется пояснить, такого уравнения не существует, но считается, что если оно и будет открыто, то станет "всеобщей теорией всего", уравнением, которое описывает все происходящее в мире. "Понимаете, физика претендует на полное познание и объяснение мира, но некоторые физики все-таки понимают, что наши возможности не безграничны – и это оставляет пространство для диалога между богословом и физиком", – заключает Владимир Решетов.
Кстати, 28 октября за Божественной литургией в Никольском соборе Никольского Черноостровского монастыря в Калужской области Святейшим Патриархом Кириллом был рукоположен первый архиерей-"мифист". Им стал архимандрит Филарет, в миру Вячеслав Викторович Коньков, – выпускник 1991 года, по специальности "Вычислительные машины, комплексы и сети", пять лет проработавший после окончания инженером в Институте физики высоких давлений РАН.