Газета "Наш Мир" br>
В воспитательном и учебном процессе цель дисциплины состоит не в том,
чтобы незамедлительно применить наказание, а эффективно организовать
процесс исправления. Наказание должно рассматриваться исключительно как
крайнее средство, при неизбежности которого необходимо проявить
чрезвычайную внимательность и сдержанность. Ведь дисциплина охватывает
систематический образовательный процесс, проводимый с целью
благоприятного развития моделей поведения учащихся.
В
вопросе дисциплины другой важной особенностью для образцового педагога
является наличие стабильности и подтверждение слов действиями. Как в
процессе воспитания и обучения, так и в вопросе дисциплины наряду с
интеллектуальной и мыслительной структурой необходимо принимать во
внимание другие характерные черты (индивидуальные различия), в
соответствии с которыми следует проводить анализ причины неудачи или
негативного поведения.
Преподаватель должен
удостовериться в том, что предлагаемое занятие или тема пробуждает
значительный интерес у учащихся. Главным образом, урок, а также все
другие виды деятельности, должны быть несовместимы с шумом и скандалом.
Чтобы предотвратить возможные несоответствия, необходимо подготовить
достаточное количество ресурсов и рабочую атмосферу. Выполнение учебных
работ и заданий перед угрозой наказания не способно принести какую-либо
пользу, это напротив только создает дистанцирование учащихся от учебного
предмета и преподавателя. Вместе с тем крайне ошибочная позиция связана
с намерением применить наказание ко всей учебной группе в случае
разгневанности на одного или нескольких учеников. Такая модель поведения
противоречит всеобщему закону: «Ошибка одного не может послужить
поводом для наказания других».
При обращении внимания
на все факты необходимо применение положительных методов. Какой бы ни
была причина, нельзя забывать о том, что ни при каких обстоятельствах не
нужно вступать в пререкания с учащимися. Между тем в той же степени
некорректными являются такие действия, как употребление
несоответствующей лексики или в повышенной степени фамильярное
поведение, обилие шуток и легкомыслия.
Сохранение дисциплины
Наиболее
подходящий способ сохранения дисциплины связан с сотрудничеством. Меры,
которые предполагается принять для установления дисциплины, должны
соответствовать недисциплинированным моделям поведения. Негативное
поведение не должно быть сопряжено с гневом. Если каждый случай
нарушения дисциплины будет урегулирован в подходящий момент и в
соответствующем месте, то достаточно легко удастся избежать его
негативных последствий. Например, если это возможно, каждый вопрос
дисциплины, возникающий в аудитории, необходимо решать в этой аудитории.
При этом не стоит тотчас же обращаться к школьной администрации или
дисциплинарной комиссии. Данное обстоятельство одновременно является
измерением квалификации преподавателя. Если в значительной мере
преувеличивать каждый из эпизодов и привлекать администрацию или
дисциплинарную комиссию, это может свести к минимуму всю эффективность
деятельности преподавателя и уважение к нему.
Необходимо
строго избегать таких негативных форм поведения, как наказание,
унижение, оскорбление, разрушительная критика учащегося. Помимо
неминуемого вреда, такие формы представляют собой примитивные методы и
формируют неблагоприятный образ преподавателя с профессиональной точки
зрения. Особенно вопрос наказания с применением физической силы, наряду
со многими вредными сторонами, в соответствии с учебными и
дисциплинарными нормами считается преступлением. Необходимо помнить, что
физическая сила в качестве меры наказания, например, в порыве чувств
преподавателя, может привести к неизгладимым психологическим
последствиям для учащегося и создать образ преподавателя-врага.
Незамедлительное
применение наказания в силу педагогической ошибки в любом случае
оказывает негативное воздействие на учащегося. В частности, негативные
последствия предполагают выбор учеником мятежной позиции или
формирование проблемного психологического типа личности учащегося. В то
же время все это отрицательно сказывается на имидже самого
преподавателя, к которому резко сокращается уровень доверия и уважения. В
этой связи, прежде чем прибегнуть к наказанию, необходимо дать
достаточное количество рекомендаций, которые в свою очередь с помощью
правильно подобранных слов, мягкой манеры и чувства сострадания позволят
приобрести искреннее доверие ученика. Таким образом, как бы ни
сложились обстоятельства, необходимо определенно избегать таких слов и
моделей поведения, которые способны унизить человеческое достоинство и
негативно отразиться на репутации преподавателя.
Вплоть
до распада Османской империи в высокоразвитой системе воспитания и
образования мы не наблюдаем применения телесных наказаний по отношению к
учащимся, какого бы возраста и образовательного уровня они ни были. Как
известно, система воспитания и образования Османской империи, а именно
система медресе, опирается на основы исламской религии. При этом в
мусульманском образовании ни при каких условиях нет места физической
силе. Наш Пророк запретил нанесение телесных наказаний детей, не
достигших по одним хадисам 13-ти, по другим – 10-ти лет. Вместе с тем
запрещены все негативные модели поведения, такие как оскорбления,
разрушительная критика, порицания.
|