Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Хотя лишь немногие французские ученые обустраиваются в Северной Америке, Франции все равно необходимо повысить свою привлекательность, чтобы подтолкнуть к возвращению на родину лучших из них, а также и самой притянуть специалистов международного уровня.
Во Франции идет утечка мозгов? Этот вопрос может показаться шокирующем в том плане, что исторически она всегда была одним из любимых пунктов назначения среди иностранных студентов и ученых в международном масштабе (третье место в 2010 году).
Тем не менее, его все же стоит задать с учетом текущих перемен на мировом уровне. Научные исследования, высшее образование и рынок высококвалифицированного труда стали как никогда глобализованными. Сегодня существует настоящее международное соперничество за привлечение самых ярких талантов из других государств, чего в прошлом практически не наблюдалось.
Обучение за границей представляет собой верный путь к экспатриатции в том плане, что большинство высококвалифицированных мигрантов впервые появляются в новой стране в качестве студентов или ученых. Не случайно за последние 30 лет число обучающихся за границей студентов увеличилось в четыре раза – с миллиона в 1980 году до 4,2 миллиона в 2010 году, по данным ОЭСР.
С 1980-х годов утечка мозгов, которая исторически неизменно описывала однонаправленные потоки из развивающихся стран в сторону развитых, стала гораздо более сложным и многосторонним явлением. Развитые страны, которые всегда считались главными направлениями для экспатов, сегодня и сами могут терять юных талантов. Другими словами, утечка мозгов сейчас касается не только развивающихся стран: это движение распространяется и на развитые государства, которым все сильнее «грозит» подвижность этих самых мозгов. Одним из основных факторов, которые легли в основу нынешних перемен, стало осознание ситуации развивающимися странами (раньше их неизменно считали аутсайдерами в мировой гонке за талантами), которые совместными усилиями создают механизмы для сокращения числа отъездов и привлечения на родину уехавших за границу специалистов.
Франция входит в четверку самых популярных стран среди иностранных студентов: 288 540 человек в 2011-2012 учебном году (из них 212 624 в университетах), то есть 12% от общего числа студентов во французской системе высшего образования, против 161 148 человек в 1990 году (+75%). В то же время, по информации ОЭСР, учиться за границу отправились 77 653 французских студента, 73% из которых приходится на Европу и в первую очередь на Великобританию (17 584), Бельгию (17 811), Швейцарию (5 741) и Германию (6 651). Канада (8 052) и США (7 648) представляют собой еще два важных направления для французских студентов. Более половины выезжающих за границу французских студентов пользуются программой Erasmus, которая предлагает краткосрочное обучение за границей в самом начале учебы в университете. Как всем прекрасно известно, риск того, что студент останется в стране повышается с увеличением срока пребывания (более двух лет) и повышения ступени (третий цикл).
Можно ли установить некий баланс в международных связях в высшем образовании в количественном и качественном плане, как это делается в сфере торговли? Имеющиеся в распоряжение данные не позволяют обрисовать полной картины. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что каждый третий иностранный студент остается во Франции по окончанию учебы. Несмотря на отсутствие каких-либо точных цифр, отмечается, что количественный потенциал экспатриации французских студентов довольно невысок. Говорится также и о расширении эмиграции французских ученых в Америку (доклад Института Монтеня): в период с 1996 по 2006 года на нее пришлось 27% французских экспатов против 8% в 1970 году. Наиболее привлекательные для этой группы факторы ни для кого не являются тайной: оптимальные условия труда, более широкое общественное признание, ощутимо большие зарплаты и профессиональные возможности. Все это гораздо легче найти в Америке, Австралии и некоторых европейских странах.
Есть ли у нас причины для беспокойства? И да, и нет. Да, так как усиление этой тенденции может привести к утечке людских талантов с риском потери важнейшего ресурса для будущего развития. Как бы то ни было, глобализация – это неотъемлемое явление для нашего времени. Франции самой удается привлечь немалое число иностранных ученых. Поэтому нам нужно смириться с отъездом наших собственных студентов, обратив при этом особое внимание на соотношение между «прибывшими» и «отбывшими».
Можно ли как-то бороться с этим явлением? Некоторые государства, такие как Швейцария и Южная Корея, уже запустили несколько инициатив для того, чтобы удержать своих студентов и высококлассных ученых или привлечь их обратно на родину. Нужно лучше подготовиться к регулированию потоков мозгов как реалии современной действительности. Однако в любом случае самое эффективное решение для привлечения лучших иностранных студентов и ученых и удержания в стране своих собственных заключается в том, чтобы сделать французские университеты и научные центры как можно более привлекательными.
Текущая полемика вокруг явления утечки мозгов заставляет нас задуматься об уместности такого понятия в новых условиях всеобщей глобализации. К этому феномену можно подойти с релятивистской точки зрения, тщательно взвесив все его аспекты, человеческие, экономические и социальные. Кроме того, поведение людей в миграционной сфере стало «гибче»: переезд в новую страну может носить лишь временный характер, и некоторые могут рассматривать возможность возвращения на родину. Так называемая «глобалокализация» – это понятие, которое описывает свободу перемещения с возможностью возвращения в любой момент. Отъезд студентов и специалистов идет не только в одном направлении, тем более если у них есть некие реальные или символические связи. К тому же, «утекшие мозги» дают стране ощутимые ресурсы в плане транснационального развития. Появление таких новых терминов, как «приток мозгов», «транзитная утечка мозгов» или «подвижность мозгов», также свидетельствует о произошедших переменах.
Саид Паиванди - профессор педагогических наук из Университета Лотарингии (Нанси-II)