Газета "Наш Мир" br>
США достигли своей наивысшей точки как лидер в мире неверия и
угнетения других. Мы же вовлечены в эту силу как одно из звеньев, хотим
мы того или нет. Многие считают, что власть не может быть постоянной и в
течение сотен лет ее существования происходят изменения. Сейчас эти
изменения происходят в Америке, для которой все должно быть по плану. В
связи с чем во всем мире назревает ситуация, которая далека от
спокойной, и мы должны быть готовы иметь с ней дело. Хосейн Pефар Харнади.
Цель
Обамы такая же, как и у Буша - сформировать этот регион, не принимая во
внимание тот факт, что здесь мы хозяева. Обама идет тем же путем, но на
основе своей собственной политики, он вредит незаметно с лозунгами
демократии, обналичиванием экономики и безопасности, руководя процессом
за кулисами, намеревается вступить в наш регион. Мохсен Резаи, выступление перед пятничной молитвой. После победы Обамы на выборах 6-го ноября демократы уже во второй раз вошли в Белый дом.
После
Второй мировой войны демократы, такие как Гарри Трумэн, Джон Кеннеди,
Джимми Картер, Бил Клинтон и Барак Обама, решали дела страны в Овальном
кабинете.
Глядя на способ взаимодействия этих демократов с
остальными международными силами и на их доктрины в период правления
каждого президента-демократа, можно заметить различные направления
развития отношений с Ираном.
Трумэн, Кеннеди и Картер были
президентами США во время холодной войны. У каждого из них была своя
доктрина внешней политики страны, которые заключалась в следующем:
- план Маршала и сдерживание коммунизма (доктрина Трумэна);
- новые границы, союз для достижения прогресса и сдерживания коммунизма (Кеннеди);
- распространение прав человека и сдерживание коммунизм (Картер).
Следующие
два президента - Клинтон и Обама, они избирались в Белый дом на два
срока - не имели внешнеполитической доктрины, за которая закрепились бы
их имена. Хотя многие называют политику Била Клинтона политикой
«взаимного сдерживания Ирана и Ирака».
Внешняя политика Америки
получает выгоду от различных стратегий, особенностей развития
либерализма и свободного рынка, экономической интеграции и сближения,
международной борьбы с терроризмом, укрепления демократии и прав
человека (обращение к дружественным Америке странам, которые часто
страдают от двойных стандартов). Но отсутствие конкретной доктрины
внешней политики у последних двух президентов несколько затрудняет
положение. Более того, на последних выборах республиканский соперник
Обамы почти догнал его по количеству голосов.
Демократы и Иран. 1945-1978
До
исламской революции 1979 года Иран был в области интересов США, в
отношениях как и с республиканцами, так и с демократами было несколько
взлетов и падений.
«Медовый месяц» взаимоотношений династии
Пехлеви с Америкой пришелся на период президентских сроков
республиканцев Эйзенхауэра и Никсона, а период непонимания начался при
демократах Кеннеди и Картере.
В этот период после Второй мировой
войны, который пришелся на 1945-1978 годы, в Иране было несколько
важных событий: открытие гендерной политики и общественное движение
(период демократов), а также национализация нефтяной промышленности
(период Трумэна), общественные свободы и Белая революция (Кеннеди) и,
наконец, исламская революция (Картер).
Главный вопрос этой статьи: какая связь между событиями в Иране и демократами в Белом доме?
Первое,
что бросается в глаза - то, что Иран до революции находился в сфере
интересов США, в том числе как оплот борьбы против коммунизма, что
увеличивало давление Америки на внутреннюю политику Ирана, которое во
времена Трумэна, Кеннеди и Картера привело к национализации нефти,
появлению нового правительства, движения 15 хордада (движение
сторонников аятоллы Хомейни, которое вошло в историю как «благодатное
зерно революции», брошенное в почву и взошедшее через 15 лет – 11-го
февраля 1979 в день установления Исламской республики Иран – прим.пер.) и к наступлению исламской революции, которая изменила ход истории такого сложного общества, как иранское.
Челночная дипломатия. 1978-2012
Но
даже после революции и закрытия страны Иран все равно был в какой-то
мере в сфере влияния США. Однако эти факты не касаются Клинтона и Обамы.
У хотя у них не было генеральной доктрины внешней политики, введения
первых санкций начались с эпохи Клинтона и стали укореняться в
направлении внешней политики США. Но появление санкций в значительной
степени зависит от обстоятельств.
Для примера: в июне 1997 года
началось углубление реформаторского движения в Иране, который можно
охарактеризовать либерализацией в экономике и в социальной сфере. Бил
Клинтон ходил вокруг да около со своей стратегией сдерживания двух
сторон, а часть введенных санкций была довольно неясной. Министр
иностранных дел даже извинился перед Ираном за переворот 28-го мордада (антиправительственный путч, разработанный и проведенный при поддержке США и Великобритании – прим.пер.).
В
период Обамы после событий 2009 года и в результате провала переговоров
по ядерной программе ИРИ на Иран нахлынула волна санкций, и многие
полагают, что в США сформировалась новая доктрина санкций.
Иран и доктрина негласных санкций
Период
отношений Ирана и США за последние 70 лет указывает на вероятный
вооруженный конфликт между этими странами. Сегодня бытует мнение, что
эту гипотезу можно осторожно убрать в долгий ящик. Те времена, когда
демократы в Вашингтоне оказывали влияние на реформаторское движение
внутри Ирана и последующий за ним выход страны из сферы влияния США,
далеко в прошлом. Хотя стратегия Клинтона по сдерживанию двух сторон и
политика негласных санкций Обамы слегка повлияли на некоторые изменения
в Иране, инициатива действий находится в наших руках. Поскольку
демократы в Белом доме будут еще четыре года, доктрина негласных
санкций набирает силу. Однако отношения США и Ирана, возможно, будут
улучшаться. Некоторые консерваторы говорят о «моменте случая и времени
изменений». Что ж, эти слова открыты для интерпретации!
|