Гнев остается одним из смертных грехов, но журнал Civiltà Cattolica его реабилитирует. Журнал иезуитов, корректуры статей которого предварительно должны быть одобрены Государственным секретариатом Ватикана, пересматривает отношение к чувству гнева. Это душевное состояние хорошо известно в Римской курии в эпоху Ватиликс (Vatileaks) и повседневных войн за власть посредством досье и утечки секретных документов между соперничающими церковными группами. Конечно, есть разные виды гнева, а ярость, усмиренная христианским «состраданием», приобретает другой оттенок.
«Гнев представляет собой целый спектр различных, хотя и связанных между собой чувств, среди них назовем ярость и уныние. Обычно эти чувства считаются негативными в моральном плане, их надо избегать и игнорировать. Однако они оказывают ценную помощь в человеческой жизни. Оба эти чувства имеют связь с надеждой и справедливостью, без них не обойтись человеку в жизни», - подчеркивает иезуит Джованни Куччи в статье «Гнев: зло, которое надо избегать, или помощь в жизни?». Статья появилась в престижном журнале, в ней предлагается делать различия «между гневом и гневом».
В статье в основном рассматривается психологический аспект и возможное влияние вышеупомянутых чувств на духовную жизнь. Статья предостерегает от опасного «смешения христианского опыта со стремлением к благополучию, которое очень модно в наши дни». Как пишет отец Куччи, нужно уточнить, что «гнев сам по себе не является ни хорошим, ни плохим чувством, потому что, как всякое чувство, он связан с природой человека и его способностью принимать близко к сердцу различные ситуации и поведение людей».
Агрессивность очень важна для выживания. «Именно она помогает нам, если мы оказываемся в беде», - объясняет редактор журнала Общества Иисуса. Гнев является компонентом психики, и по античной классификации принадлежит к разряду «страстей». Он предшествует всякой моральной оценке. Следовательно, бесполезно задавать вопрос о его возможной праведности. «Итак, страстями нужно управлять. Если будет взято правильное направление, то это принесет свои позитивные плоды, а если пойти по ошибочному пути, то результат будет отрицательным, - говорит отец Куччи. - Страсть не несет ответственности за свое возникновение, но нужно направить ее по правильному руслу. Субъект должен сделать выбор и дать моральную оценку страсти. Он может использовать страсть для преодоления трудностей апостольской миссии или для ограбления банка».
Тесный бином между агрессивностью-гневом-надеждой и депрессией-отчаянием-печалью, как утверждает отец иезуит, «фундаментален для человеческой жизни с психологической, моральной и духовной точек зрения; например, убежденность в своей способности преодолевать трудности лежит в основе высокой самооценки и лучшего выбора жизненного пути, особенно - в крайне тяжелых ситуациях». Отец Джованни Куччи считает, что отрицание гнева «безусловно не ведет к более спокойной и размеренной жизни, но может привести к потенциально взрывоопасной ситуации; эмоции восстают, если к ним не прислушиваться, если не найти для них разрешения. И последствия этого могут быть еще более разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей». Затем в статье, напечатанной в журнале Civiltà Cattolica, рассматриваются такие вопросы, как отрицание гнева и вызывающие его причины, отношение между состоянием депрессии и духовной жизнью, есть предупреждение о риске неправильного прочтения «оздоровительной» роли духовной жизни. Отец Куччи утверждает: «Определенная «оздоровительная» культура, широко распространенная в наши дни, рискует привести к большой двусмысленности в этом вопросе. Есть ситуации, через которые пришлось пройти Иисусу, в которых на кон ставится нечто большее, чем личное благополучие и сама физическая жизнь».
Цель христианской жизни заключается не просто в хорошем «самоощущении», так как в этом случае можно впасть в чистый эгоизм, тревогу и озабоченность, если потребуется сделать тяжелый выбор в соответствии с требованиями христианской жизни. Отец Куччи комментирует: «Надежда, возникающая при вспышке агрессивности, придает мужество и способствует выживанию в ожидании лучших времен». Она удерживает нас на плаву, заставляет нас искать достойного жизненного пути в соответствии с христианским опытом. «Надежда не усыпляет деятельность, она дает необходимый толчок, когда приходится преодолевать трудности», - говорит он.
В этом смысле психологический анализ и духовная жизнь могут прийти к похожему заключению: «Как на человеческом уровне способность надеяться на других не приводит к уходу от собственной ответственности, так надежда вполне искренне принимает в расчет внутренние ресурсы и внешнюю помощь. В нашем отношении к Богу мы верим в спасение как в дар, что не исключает того, что мы должны всецело полагаться на наши внутренние силы».
Важно очертить основополагающие моменты. «Ограниченность и уязвимость, даже если они приводят к страданию, не являются чем-то отрицательным, подлежащим уничтожению, но скорее являются проявлением человечности. Как сказано в Евангелии, страдание не исключено в зрелом духовном человеческом опыте, как не исключены любовь и грусть», - завершает статью отец Куччи.