Статистические исследования в Бельгии предсказывают существенное увеличение доли исповедующих ислам в населении страны к 2030 году. О том, грозит ли Бельгии исламизация и почему идея мультикультурализма в Европе потерпела крах, "Голосу России" рассказал профессор Максим Киселев.Согласно опубликованным данным, доля приверженцев ислама в Бельгии может к 2030 году составить 10 процентов населения. Местные газеты напоминают, что таким образом сбываются прогнозы, сделанные еще в 2008 году социологом Оливье Серве, который предсказывал, что со временем партии, представляющие исламское сообщество, выставят своих кандидатов на бельгийских выборах.
Какое будущее ждет Бельгию, и каким странам Европы грозит исламизация, "Голосу России" рассказал профессор Российского университета дружбы народов Максим Киселев:Чем грозит Бельгии и всей Европе увеличение числа мусульман? Не превратится ли регион со временем в исламский?
- Это очень трудный вопрос - превратится или нет. Но вот сейчас, судя по последним муниципальным выборам в Брюсселе, потихонечку превращается. Сейчас два представителя партии "Ислам", которые вошли в муниципальное управление Брюсселя, вполне открыто говорят о том, что это, по-видимому, дело десятилетий. Во всяком случае, те политики, которые пришли из исламистов, нацелены конкретно на то, чтобы регион стал исламским. И этот факт несколько пугает.Он является свидетельством того, что, начавшийся разговор о крахе мультикультурализма, который в феврале 2011 года признала сначала Ангела Меркель и потом другие европейские политики, остается актуальным. И, действительно, как мне кажется, Европа начинает сталкиваться с очень серьезной проблемой.
- А в принципе, что страшного случится, если мусульмане будут занимать какие-то посты во власти? Чем это грозит? Наверное, ничего страшного в этом нет?- В этом абсолютно ничего страшного нет, я с вами тут полностью согласен. Но дело в том, что в данном случае даже такая очень открыто выраженная политика мусульманских лидеров по превращению Бельгии в шариатское государство говорит о том, что восторжествует свобода одних за счет свободы других. Представьте себе, Бельгия - христианская страна, и, несмотря на все противоречия между Фландрией и Валлонью, несмотря на все экономические дискуссии, которые происходят между двумя самыми большими провинциями, вдруг Бельгия становится исламским государством. То есть будет ли это предполагать, что все нынешнее христианское население Бельгии становится приверженцами ислама?
- А там действительно уже звучат призывы именно к созданию шариатского государства в Бельгии?- Я посмотрел, в частности, на высказывания Редуана Аруша, нового советника муниципалитета в Брюсселе из партии "Ислам", который вполне открыто говорит о будущей Бельгии, живущей по законам шариата. Давайте на секундочку представим себя на месте, скажем, среднего бельгийца. Он что должен увидеть какие-то колоссальные преимущества ислама перед той религией, которую исповедовали отцы и деды?
- Да нет, конечно, не думаю.- Я тоже не думаю. Я неплохо знаком с Бельгией, бывал в этой стране множество раз. Бельгия очень толерантная и умеренная с точки зрения религиозности страна. И я не думаю, что для Бельгии вообще вопросы веры как таковой являются сверхактуальными. Но, тем не менее, я не думаю, что людям это понравилось бы. Вспомните, что было в Швейцарии, когда вдруг муэдзины стали звать мусульман на молитву в пять утра в маленьких швейцарских городках. Вам бы хотелось быть разбуженным в пять утра голосом не вашей молитвы или не вашей религии?
- А потом, ведь в стране много атеистов, там же не только религиозные люди живут.- Безусловно. Я об этом и говорю, что в Бельгии действительно спокойное отношение к религии. Очень много людей, которые просто в данном случае стоят вне какой бы то ни было веры. И я не думаю, что они с энтузиазмом отнесутся к идее шариатского государства. Тем более, мы знаем, что у этой истории есть очень много своих темных сторон. Пока требования мусульман крайне, я бы сказал, практичные. Это халяльные обеды в школах и на предприятиях, превращение мусульманских праздников в выходные, хотя здесь тоже получается очень серьезный и большой вопрос. Если количество мусульман в стране растет и, соответственно, их присутствие в производительных силах страны будет значительным, если мусульманские праздники станут выходными для всей страны, то это серьезный удар по экономике. Ну и ношение хиджабов в школах. Эта проблема с хиджабами, проявившись столь ярко в свое время во Франции, остается актуальной.
- Но если говорить о Европе, кроме Бельгии, еще звучат где-то такие призывы?- Вы знаете, вопрос достаточно сложный, потому что если говорить об исламизации, то, наверное, она касается многих стран Европы. В первую очередь, Германии. Хотя в Германии на самом деле проблема еще очень сильно осложняется тем, что немцы после всей истории нацизма в стране стараются крайне щепетильно относиться к вопросам веры и к вопросам других народов, там живущих. Но количество людей, исповедующих ислам в Германии, очень значительно. И для Германии, так же как, я думаю, для Бельгии, это, к сожалению, история довольно-таки вынужденная и безвыходная, просто потому что большинство стран Западной Европы - это стареющие страны. У них катастрофически уменьшается количество работоспособного населения на рынках труда.
- И ничего не остается, как привлекать мигрантов из Азии, из других стран...- Абсолютно точно, ничего не остается, как привлекать массово работников. Для Германии это, скажем, в основном Турция. Но в значительной степени это актуально и для Бельгии. Там - работники из Турции и из африканских стран, исповедующих ислам. Такая же проблема есть и в Великобритании. Мы помним, когда Дэвид Кэмерон поддержал Меркель и Саркози, признавших крах мультикультурализма.