Большие перемены в биологических ритмах, связанные с посменной работой либо дальними перелетами могут повлиять на работоспособность и настроение человека. Биологические ритмы, как известно, в существенной мере зависят от световых колебаний.
Резкие перемены светового цикла — смены ночи и дня — напрямую провоцируют депрессию, а также снижают мыслительные способности, даже если это никоим образом не отражается на цикле бодрствования и сна и на биологических ритмах, сообщает команда американских ученых в своей работе.
Сильные видоизменения биологических ритмов, которые в частности связаны с посменной деятельностью либо дальними поездками могут влиять на рабочую способность человека и на его настроение.
Тара Легейтс со своими коллегами из университета Джонса Хопкинса решили проанализировать, могут ли изменения светового цикла напрямую повлиять на способности к обучению и настроение, при условии, что ритм бодрствования и сна будет нормальным.
Исследователи провели эксперимент на мышах, которых для начала приучили к суточному циклу смены освещения — 12 часов "ночи" и "дня". После одну группу подопытных мышей, перевели на семичасовой цикл, когда тьма сменялась светом каждые три с половиной часа. У контрольной — второй группы — цикл оставался неизменным.
Перевод на семичасовой цикл общее время сна у грызунов не изменил, также он не привел к сбоям суточного (циркадного) ритма организма.
В работе говорится - "Невзирая на нормальный структуру сна и суточный ритм, в поведении мышей зачастую проскакивали признаки депрессии, а также была проявлена сниженная способность к обучению".
Исследователи отмечают, что препараты антидепрессанты (дезипрамин либо флуоксетин) восстанавливали у мышей обучаемость. Как говорят учёные, это указывает, что первичным явлением становится именно депрессивное состояние.
Проведённые ранее исследования свидетельствовали о том, что сбои светового режима нарушали суточный ритм, что вело в свою очередь к недосыпанию, сбою сна, а после к нарушению рабочей способности. Команда Тары Легейтс впервые доказала, что сбой режима освещенности сам по себе может негативно отражаться на работоспособности, без поддержки "посредника" — нарушений сна.