Разве мы не слышали об этом весной 2009 года, когда Николя Саркози официально объявил о возвращении Франции в военную организацию НАТО, из которой генерал де Голль вышел, громко хлопнув дверью, в 1966 году?
От Алена Жюппе (Alain Juppé) до Лионеля Жоспена (Lionel Jospin), от Доминика де Вильпена (Dominique de Villepin) до Лорана Фабиуса (Laurent Fabius) и Франсуа Байру (François Bayrou) – многие сетовали на отказ от этого голлистского наследия, которого столько лет придерживалась значительная часть левых сил. Они критиковали отход от суверенитета и «атлантистский» поворот.
Но все эти споры остались в прошлом. Во время президентской кампании Франсуа Олланд воздержался от заявлений насчет возможной отмены решения Саркози. После избрания он поручил бывшему министру иностранных дел Юберу Ведрину (Hubert Védrine) оценить преимущества, которые может получить Франция от повторной интеграции в трансатлантическую систему.
Выводы в представленном главе государства 14 ноября докладе выглядят тем яснее, что их подготовил человек, чья приверженность идеям голлизма и миттеранизма не вызывает сомнений. Так, Ведрин отмечает, что, хотя де Голль и был прав в 1966 году, с тех пор мир сильно изменился. США - сейчас уже не те, что раньше, и это особенно заметно после переизбрания Барака Обамы. Сегодня они хотят разделить груз ответственности и добиваются расширения роли европейцев в Североатлантическом альянсе.
Как отмечает бывший министр, «(повторный) выход Франции из объединенного командования – больше не вариант». Франция ничего не выиграет от такого шага. И уж точно не сможет сильнее влиять на своих европейских партнеров, чтобы те взяли на себя больше ответственности в решении важнейших стратегических задач. Тем не менее, возвращение Франции в НАТО не позволило продвинуть вперед реализацию общей оборонной политики, как на то надеялся Саркози.
Таким образом, Ведрин выступает в пользу многообразной, прагматичной и свободной от предрассудков политики. В конце концов, НАТО оказалось для европейцев более чем полезным набором инструментов во время войны в Ливии. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов (пусть даже не слишком впечатляющие) достижения оборонной политики и прочих программ сотрудничества, например, в Сахеле.
Дело в том, что самое важное – это «(вновь) сформировать в Европейском Союзе общее стратегическое восприятие», разбудить оборонный дух, чтобы не допустить ослабления роли Европы в период подъема развивающихся стран и переориентации США в сторону Азии.
Как бы то ни было, до этого еще далеко. Кризис отъел немалый кусок от оборонных бюджетов. Немцы тормозят военные инициативы. Страны Центральной Европы опасаются ослабления роли США. Продвижение вперед означает отказ от призрачной системы с опорой на институты (сейчас нечто подобное попросту недостижимо) в пользу конкретных инициатив, и в первую очередь - промышленных проектов.
Тем временем в Елисейском дворце сообщили, что президент Республики «поддерживает заключения» доклада Ведрина. Решительно, традиции ХХ века навсегда остались в прошлом.