Выдающиеся мыслители и аналитики разных мастей уже не первое десятилетие предрекают гибель Европы и западной цивилизации в целом. Но гибнет не только практичный Запад, но и мудрый Восток, который сегодня умудрился перенять у западной цивилизации все самое худшее: культ потребления и господство денег. И яркие тому примеры — Япония, Китай и Индия.
Уже в течение целого столетия у нас вошло в привычку говорить о так называемом упадке Запада; знаменитый очерк Шпенглера, недоступный умам сегодняшней публики, был опубликован во время Первой мировой войны, и он быстро исполнил свое предсказание — Европа превращалась в американскую колонию и в бюрократический ужас (как в экономическом, так и в духовном плане). Стареющее население Европы исчезает быстрыми темпами и скоро — в течение ближайших десятилетий — оно будет заменено. С тех пор, как Солженицын прокричал, что "они на Западе не знают, что они живы", нет смысла оплакивать происходящее!
Современный мир — это кошмарный сон, заметил как-то французский философ Жиль Делёз, гений с левыми политическими предпочтениями, абсолютно забытый в наши дни в той части мира, что осталась от Франции (пардон, Голландии). Европейский государственный деятель ненавидит или боится господина Путина — последнего политика, обладающего и разумом, и душой. Вот почему в Западной Европе все больше и больше молодёжи в восторге от Путина. И мы увидим, что такая надежда проснется и в нас.
В современной цивилизации и не пахнет цивилизацией — ни Шекспира, ни Бальзака, ни Набокова, ни Моцарта, ни Вагнера, ни Шостаковича. Нет ничего: культуру вы найдете в виде списков бестселлеров, фестивалей и мегакиноцентров в "Нью-Йорк таймс". Постмодернизм — это галереи, торговые центры, платные автодороги, смешение культур и недвижимость. А все остальное — просто ничто, все остальное — это долги, зомбиподобное существование и туризм. В своей "Заратустре" Ницше писал о последнем папе, но он не знал, что Бог уже умер! И теперь нам надлежит открыто признать, что мы не знали, что Запад умер. В нашем расположении лишь матрица, по уши увязшая в долгах, полная шумов и глупости, а иногда — и бешенства (по крайней мере, в Ливии и Сирии), и совершенно потерявшая всякий смысл.
Но совсем не просто так сегодня на Западе мы увлечены вампирами и зомби: вампир высасывает кровь (то есть, центральные банкиры сосут деньги), а зомби слоняется взад и вперед без всякого присутствия самосознания. Добро пожаловать к пустому человеку, сказал в свое время Т. С. Элиот.
Но станет и этого с Запада…
Теперь мне бы хотелось поговорить о закате Востока. Несмотря на строящиеся отношения и пропаганду развивающихся стан, я совершенно определенно могу различить упадок на Востоке. Слишком легко будет презирать Францию или Италию — старые жалкие страны, утратившие всю свою былую харизму… Но если мы покажем, что происходит в Индии? Или во Вьетнаме? Или в Японии? И я уже не говорю о Китае, который претендует на первенство в современном мире.
Когда упадку Запада был поставлен диагноз, то это имело скорее духовные критерии, сегодня же он измеряется по экономическим и демографическим критериям. Но не забудьте: в то время упадок был лишь духовным. Современный мир уже был материалистичным, он был уныл и тосклив и безнадёжен, он был и экзистенциалист, и дадаист, и все, что угодно в этом же духе. И где же моим разочарованным предшественникам было искать альтернативу? На Востоке!
Восток был страной гуру, землей традиций, последних императоров: Восток был землей Тибета, И цзин (Книги Перемен) и тайных сообществ; Восток был землей суфизма, йоги и мудрости. Он был землей настоящего путешествия.И все это (простите, может я в чем-то и преувеличу) исчезло.
Великий мудрец Востока пошел на поводу колдовского современного бизнеса и подчинился сиренам вырождающегося Запада. Вьетнам позабыл о своем гидравлическом обществе (читайте и перечитывайте знаменитого Витфогеля) и покрыл свои улицы скутерами и мотоциклами (и масками — из-за загрязнений); все позабыли о героической войне против янки и каждый теперь хочет быть богатым и жить как янки (ну, скажем, как янки в роде Джона Уэйна, потому что сотня миллионов простых американцев страдает от бедности и болезней).
Индия продала свою душу касте вайшей — торгашей. Сегодня товарная биржа, спекуляция недвижимостью, уничтожение трущоб и коммерческое телевидение — обычная вещь для великой нации Махатмы или для глубоких мыслей и медитаций Раманы Махарши. А теперь подумайте о разбитой Японии, о ее наркоманах и хиппи, о беспримерной дегенерации, задумайтесь о конце самураев и бушидо, о конце императора. Там не было последнего императора, а был лишь император, выданный в нагрузку, который не умнее английской королевы.
Я посетил Токио в прошлом году — атмосфера там не человеческая, она постчеловеческая, и вам надлежит (как я уже объяснял) стать космонавтом-тараканом, чтобы выжить в этих отвратительных условиях.
Но куда же подевался тот Восток, о котором мы привыкли мечтать? Сегодняшние пилигримы — это лишь деловые путешественники. Современная Мекка — это ночной кошмар, а может, и того хуже. В прошлую субботу в Саудовской Аравии Лионеля Месси чуть было не линчевала толпа футбольных фанатов. Он теперь новый бог для этих человеческих существ, а никак не Аллах. И если мы отложим, как и на Западе, престарелое верующее меньшинство, то мы увидим, что их мечети и старые храмы — это не более чем деловые центры, а церкви повсюду заменили торговые центры.
Сто лет назад многие мыслители Европы, подобные Рене Генону, Шуону, Даньелу, почувствовали, что то-то осталось нетронутым в энтропии современного мира. Генон затем предрек победу Востока и ошибся в этом. Восток, как и прочие, стал всего-навсего пятьдесят первым штатом Америки. И не осталось такой страны, которая сберегла бы хоть каплю от своей увядшей харизмы. О Китае и не вспоминайте. Прошлым вечером я чуть не в слезах пересматривал чудесный фильм "Крадущийся тигр, спрятавшийся дракон" — это ли нам обещали? Наслаждайтесь теперь себе дымом, смогом, коррупцией, пустыми шикарными магазинами, спрессованным движением транспорта и империалистическими сделками с американцами. Не были ли вы недавно в Китае — там самый прекрасный в мире пейзаж превратился в пригород Лас-Вегаса? Не это ли результат мировой экономики? Убивать и душу, и тело?
Да, возможно, мы слишком многого ожидали от восточной цивилизации. Ах, ну да, они были такие бедные, вы же знаете, а британская цивилизация такая замечательная, знаете… Всякому хочется и свой холодильничек, свой смартфон и каникулы на пляже, я знаю…Но я не сдаюсь.
Закат Востока не замедлит прийти — как экономический, так и демографический — как на Западе, как в Японии. Человечество, которое изменяет своим идеалам, своим предкам, своей вере, ведет себя не лучше янки, обреченных как духовно, так и экономически. Вот почему я жду многого, жду большего от Восточной Европы, от восточного христианства — после падения катастрофического евро и альянса с американцами.
Как сказал однажды Хайдеггер, "Запад" означает то, что ближе держится к своим истокам. Возможно, таким образом начнется возрождение западной цивилизации.
Автор Николя Бонналь