Миролюбивое государство использует свои вооруженные силы для достижения двух основных целей: 1) защита суверенитета и безопасности граждан; 2) обеспечение ситуации, при которой использование армии для реализации первой цели происходило бы как можно реже.
Любой промежуток времени между одним витком насилия и другим Израиль обязан посвящать делу укрепления национального самосознания, уверенности нации в своей правоте («хосен леуми») во всех аспектах – политических, экономических, социальных, а также прилагать максимальные усилия с целью сократить число активно воюющих сторон путем заключения с ними политических соглашений и стратегических союзов.
Правительство Нетаньяху не справилось ни с одной из этих задач. Как и три предыдущих правительства, не сумевших заключить политические соглашения с противником, кабинет Нетаньяху потерпел фиаско в деле достижения достаточного уровня сдерживания враждебных сил для того, чтобы перерывы между вспышками вооруженного насилия были максимально большими, а не столь короткими, какими они были в последний период. Но в отличие от правительств Шарона и Ольмерта, нынешнее руководство даже не считало нужным заключать государственные соглашения.
В отличие от Ариэля Шарона, Нетаньяху не позаботился об укреплении стратегического союза с Соединенными Штатами. Хуже того, правительство Нетаньяху возвело в принцип тактику «сиди и ничего не делай». Оно с безразличием наблюдало за кардинальными изменениями в арабском мире, позволило сойти на нет стратегическому союзу с Турцией, который служил израильским интересам на протяжении многих лет.
Традиционная израильская политика «железной стены», которую руководство страны проводило десятилетиями (речь идет о поддержании военной мощи и превосходства над соседними государствами) была оправданной и успешной в тот период, когда арабы отказывались признавать право Израиля на существование. Одновременно израильское руководство никогда не забывало выдвигать политическую альтернативу стратегии противостояния, выражать готовность к заключению договоренностей с противником.
Эта политика привела к заключению двух важнейших мирных соглашений – с Египтом и Иорданией, а также к готовности Сирии подписать мирный договор в обмен на возвращение Голанских высот.
И хотя стратегическая комбинация, состоящая из двух элементов – военного сдерживания и готовности к заключению политических договоренностей – не привела к глубоким изменениям в отношении арабского мира к конфликту с Израилем, она дала еврейскому государству важную передышку, самый длительный мирный период в его истории, который продолжается до сих пор.
Именно израильское военное превосходство и широкое международное признание легитимного статуса еврейского государства заставили ООП в 1988 году сменить стратегию бесплодной вооруженной борьбы за освобождение Палестины (родины») на тактику дипломатической и политической борьбы за реализацию права на национальное самоопределение на территории Западного берега и сектора Газа («палестинское государство») – рядом с Израилем. Тот факт, что Нетаньяху и Либерман отклонили предложение Абу-Мазена о подписании договоренности в соответствии с этой формулой, укрепляет ХАМАС, который продвигает политику «Все или ничего».
Правительству Нетаньяху удалось заразить духом провальной стратегии и лидеров других партий. Судя по высказываниям Шели Яхимович и Яира Лапида об условиях достижения договоренности с палестинской администрацией под руководством Абу-Мазена, они далеки от понимания тех задач, которые Израиль обязан решить в том, что касается основных вопросов конфликта.
Операция «Огненный столп» превращает предвыборную повестку дня этих лидеров, касающуюся «социальной справедливости», в печальную шутку. Каждый израильский гражданин, знающий арифметику, может с легкостью подсчитать, каковы будут социально-экономические последствия этой операции. Каждый день боевых действий стоит 1,5 миллиарда шекелей, запуск одной ракеты «Железного купола» обходится казне в четверть миллиона шекелей. Час полета боевого самолета F-16 – это еще четверть миллиона шекелей. Все эти деньги будут изъяты из государственного бюджета. Все это будет оплачено за счет социальных нужд израильского гражданина. В последнее десятилетие бюджет министерства обороны вырос на 48 миллиардов шекелей в результате военной деятельности на территориях. Операция «Литой свинец» обошлась государству в 4 миллиарда шекелей.