Давно не секрет, что Китай лихорадочно наращивает свою военную мощь, в том числе и авиацию. Да, ВВС КНР представляют собой внушительную силу. Но кто помогал (и помогает) Поднебесной? Откуда у Китая передовые технологии?Попробуем разобраться.
Формирование ВВС КНР
Ещё с начала 1950-х годов, Советский Союз оказывал БЕСКОРЫСТНУЮ ПОМОЩЬ Китаю; Поднебесная тем самым наращивала свой авиакулак. Однако с 1960-х годов, в связи с ухудшением отношений с СССР, ВВС Китая, недополучив часть технической документации и запчастей, начали копировать советские машины.
Как известно, с 1960-х годов, ВВС Китая были вынуждены производить устаревшие типы самолётов (одних только J-6, китайской копии МиГ-19, было произведено около 4000 экземпляров).
Политика копирования несёт УГРОЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ России. Здесь кроются несколько последствий, приведём главные:
Первое. Экспорт вооружения всегда сопряжён с опасностью, когда оружие твоего же производства может быть направлено против тебя же самого. А учитывая специфику внешней политики КНР, можно смело сказать, что после США Россия, по существу, является «врагом номер два».
Второе. Проведение Китаем активной торговой политики ставит под удар репутацию российских авиафирм; более низкое качество китайской продукции и доступная цена китайских самолётов-копий вытесняет Россию с традиционных рынков сбыта. Поэтому будет уместно привести образцы китайской авиатехники, скопированные у СССР (России):
Истребитель J-7 (китайская версия МиГ-21). Является до сих пор одним из самых массовых истребителей в ВВС КНР. С 1980-х годов и по настоящее время идёт модернизация данного типа самолёта. Наиболее распространены модификации J-7IIIA с двигателем WP-13F и J-7Е с усовершенствованным двигателем WP-7F с тягой 4400 кгс (6500 кгс на форсаже), новой РЛС, ракетами «воздух-воздух» РL-8.
J-7G представляет собой новую модификацию с улучшенными взлетно-посадочными и летными характеристиками истребителя за счет нового крыла. Истребитель оснащён системой управления огнём на основе БРЛС KLJ-6E Lieying китайского производства (лицензионная копия итальянской Pointer-2500, созданная на базе израильской Elta Electronics EL/M-2001). Поступил на вооружение ВВС КНР в 2004 году. В настоящее время ВВС Китая располагают около 380 самолётами J-7 различных модификаций.
Истребитель J-8II. Создан с учётом изучения МиГ-23МС, полученных из Египта. Так, воздухозаборники J-8II весьма напоминают аналогичные устройства советского МиГ-23. Два подфюзеляжных киля заменены на один складывающийся — решение, явно заимствованное у советских конструкторов. Основу авиапарка составляют J-8II, а также модернизированные J-8II-М/J-8III с новой РЛС «Жук», ракетами «воздух-воздух» Р-27Р-1, противокорабельными ракетами Х-31А.
Если анализировать боевые возможности истребителей третьего поколения ВВС КНР, то становится ясно, что в противостоянии с современными западными машинами они обречены. Однако, если рассматривать модификации J-8II-М/J-8IIВ (Блок 02) и J-8III с усовершенствованным БРЭО и вооружением, то они способны противостоять и истребителям четвёртого поколения.
Дальний бомбардировщик H-6 (копия советского Ту-16). Для нанесения массированных ударов обычными боеприпасами и ядерными зарядами ВВС Поднебесной требовался дальний бомбардировщик с дальностью полёта до 6 тысяч километров. Первый полёт Н-6 совершил в 1959 году. В настоящее время Дальняя авиация КНР располагает 120 самолётами Н-6М/Н-6К (бомбардировочные варианты), HD-6 — специализированным самолётом радиоэлектронной борьбы и H-6DU — топливозаправщиком.
Несмотря на модернизацию Н-6, самолёт не может выполнять задачи в полной мере — сказывается его физическое и моральное устаревание, дальность полёта ограничена, потолок в 12800 метров не сможет спасти бомбардировщик от поражения современными зенитно-ракетными комплексами. Также Н-6 не имеет высокоточного оружия и поэтому не является конкурентом нашему Ту-22М3.
Становление нового облика ВВС КНР
Су-27 оказался в Китае. С 1992 года, после распада СССР, Китай получил доступ к новейшим российским технологиям; китайцами было закуплено, как минимум, 169 истребителей: 53 Су-27СК, 76 Су-30МКК, 40 Су-27УБК. Кроме того, в 1996 году Китай получил лицензию на производство 200 истребителей Су-27СК из сборных комплектов, полученных в РФ. В китайских ВВС этой машине присвоено обозначение J-11 («Цзянь-11»). С 1998 года в войска поступило более 120 истребителей данного типа.
Также с 2005 года в ВВС начали поступать истребители национальной разработки J-10 («Цзянь-10»), сопоставимые по боевым возможностям с истребителями ПВО четвертого поколения. В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ. На истребителях используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского (лицензионного) производства. На вооружение ВВС Китая уже поступило более 200 самолетов этого типа. Существуют планы поставки партии J-10 на широкий экспорт (например, ВВС Пакистана уже располагают 36 самолётами J-10). По оценке иностранных экспертов, J-10 способен успешно противостоять российским истребителям МиГ-29 и Су-27, а также имеющимся на вооружении ВВС Тайваня американским F-16С и французским «Мираж-2000» (см. данные сайта «The military balance», 2010 год).
После запуска в серийное производство истребителей J-11, являющихся копиями российских Су-27, в конце 1990-х гг. представители Китая обращались к властям России по поводу покупки 50 истребителей Су-33, однако в ходе переговоров это количество было уменьшено до 2 самолетов, после чего российская сторона прекратила переговоры, посчитав подобную сделку утечкой технологий, как это уже было с самолетом J-11. Тем не менее, в 2005 году Китай купил у Украины Т-10К, один из первых прототипов Су-33, а в начале июня 2010 года было объявлено, что Китай завершил создание первого прототипа нового палубного истребителя. Столь длительная задержка была вызвана проблемой, связанной с технологией функционирования складывающегося крыла палубных истребителей. На брифингах высшие чины ВВС КНР заявляли, что истребитель J-15 (копия Су-33) поступит на вооружение в 2015 году.
Тактические истребители Су-27СК, J-10, J-11 и Су-30МКК являются наиболее совершенными самолетами ВВС Китая четвёртого поколения и поколения 4+, способными вести боевые действия в любых метеоусловиях днем и ночью в случае применения противником средств радиоэлектронного противодействия.
Более того, как сообщал сайт AINonline.com., с начала 2011 года Китай приобрел в России большую партию реактивных двигателей для истребителей. В частности, с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 150 двигателей АЛ-31Ф, которыми планируется заменить выработавшие ресурс такие же двигатели на китайских истребителях Су-27, Су-30МКК, Су-30МК2 и их копиях J-11, включая модификации. Эти силовые установки будут собираться на предприятии Уфимского моторостроительного производственного объединения.
В июле 2011 года Китай приобрел 120 реактивных двигателей АЛ-31ФН, предназначенных для установки на истребители J-10. Сумма сделки составила около 500 миллионов долларов. Производством силовых установок по этому контракту занимается НПЦ «Салют», а поставка двигателей завершится к 2013 году.
Также настораживает и наращивание группировки самолётов ДРЛО. В начале 1990-х годов в Китае была начата программа по созданию самолета дальнего управления и целеуказания, близкого по своим возможностям к американскому E-8 JSTARS. В роли базового самолета был выбран среднемагистральный пассажирский лайнер российского производства Ту-154М. На самолет установили поисковую РЛС с синтезированной апаратурой (Synthetic Aperture Radar — SAR), расположенную под фюзеляжем самолета в обтекаемом контейнере. Первый самолет, получивший обозначение TU-154MD (Dian — электронный), был изготовлен в 1996 году (по некоторым данным, у ВВС КНР имеется 3 таких лайнера). В целях секретности он сохранил гражданские опознавательные знаки и окраску китайской авиакомпании China United Airlines (CUA) и регистрационный номер B-4138.
Для обнаружения малозаметных целей и целей на фоне земли ВВС Китайской Народной Республики на период с 2003 по 2007 год получили на вооружение 8 самолетов ДРЛО и управления KJ-200 («Кунцзин-200») и KJ-2000 («Кунцзин-2000»). Оба образца созданы на базе транспортных самолетов Y-8 (Ан-12) и Ил-76МД соответственно. Конструкторские решения, легшие в основу «КJ-2000», во многом сходны с теми, что взяты за основу при разработке российского самолета ДРЛО и управления А-50, оборудованного многофункциональной импульсно-доплеровской надфюзеляжной РЛС.
Также в кооперации с Пакистаном был создан и эксплуатируется ZDK-03, который превосходит KJ-200 по ряду лётных характеристик. Испытания прототипа радиолокационного комплекса ZDK-03 велись на самолете Y-8 в Китае с начала 2006 года. Первый полёт новый самолёт ДРЛО совершил в январе 2011 года. Сколько эксплуатируется самолётов данного типа в КНР — неизвестно.
Для перевозки членов правительства, а также высшего командного состава армии КНР используются Ту-154М (17 единиц) и 15 единиц Боингов-737/Б-767. Очевидно, что комментарии излишни…
Анализируя ВВС Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), можно отметить, что они являются третьей силой (после США и России) и представляют собой внушительную угрозу, особенно если учесть малое поступление новых «МиГов» и «Су» в российские ВВС. Как говорится, ЕСЛИ СТРАНА НЕ КОРМИТ СВОЮ АРМИЮ, ТО ОНА КОРМИТ ЧУЖУЮ…
Константин Фёдоров