Газета "Наш Мир" br> Сегодня процессы, протекающие в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
приобретают общемировое значение. Эксперты говорят о рождении новой
системы международных отношений. О ситуации в АТР, роли КНР и России в
регионе и перспективах российско-китайского сотрудничества мы
побеседовали с профессором Пань Давэем, руководителем Центра
исследования России Шанхайской Академии Общественных Наук.
Как бы Вы могли прокомментировать процессы, происходящие сейчас в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Мы с вами являемся свидетелями трансформации мировой системы, в
которой фокус сдвигается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.
Китай и Россия географически относятся к этому региону и преследуют в
АТР собственные интересы. На мой взгляд, это должно стать основанием
для российско-китайского сотрудничества.
Во-первых, Китай и Россия – исторические соседи, протяженность
границы между которыми составляет несколько сотен километров. Между
Москвой и Пекином традиционно были конструктивные, добрососедские
отношения. Во-вторых, Россия наряду с Китаем сейчас проводит
социально-экономические реформы, направленные на обеспечение стабильного
развития. Чтобы добиться этой цели, Москве и Пекину необходимо не
только мобилизовать все внутренние ресурсы, но и добиться благоприятных
внешних условий.
Каким образом Китаю можно было бы добиться благоприятных условий на внешнеполитической арене?
КНР делает ставку на гармоничные отношения со всеми странами.
Холодная война закончилась, и вооруженные силы наряду с идеологией как
механизмы внешней политики должны отойти на второй план.
Однако сегодня остаются государства, проводящие идеологизированную
внешнюю политику, утверждая, что она лишена подтекста. Я не говорю, что
идеологии не должно быть вообще, но странам давно пора отказаться от
политики двойных стандартов – это не соответствует меняющейся реальности
международных отношений.
Поэтому я твердо убежден, что сотрудничество России и Китая в АТР должно строиться на принципиально новых условиях.
Какие направления сотрудничества России и Китая Вы считаете наиболее удачными?
На данный момент отношения между Китаем и Россией развиваются
достаточно благополучно благодаря усилиям руководителей обеих стран.
Несмотря на различия в политическом строе, в государственной идеологии
России и Китаю удалось найти общие позиции и общий подход, основанные
на взаимопонимании и взаимоуважении. Нашим странам удалось решить самые
главные вопросы, например, демаркировать российско-китайскую границу.
Еще одним примером плодотворного сотрудничества России и КНР может
послужить ШОС – международная и региональная организация, созданная по
инициативе Китая, России и еще некоторых стран Средней Азии. Изначально
мировое сообщество не придавало организации серьезного значения, но
сейчас, по мере своего развития, ШОС привлекает все больший интерес со
стороны стран АТР и вне этого региона.
В Китае состоялся 18-ый съезд партии, на котором был избран новый
глава партии. Каким образом смена правительства скажется на
российско-китайских отношениях?
Внешняя политика Китая в отношении России не зависит от личности
руководителя. Отношения между Москвой и Пекином сформулированы в
соответствии с мнениями обеих сторон.
Смена лидера - необходимое условие, обеспечивающее модернизацию политических механизмов в КНР.
Подъем Китая вызывает беспокойство в других государствах, поэтому добрососедские отношения с Россией очень важны для КНР.
Пекин не представляет угрозы для других стран, и мы хотели бы, чтобы
все это понимали. Мы бы хотели, чтобы наш подъем принес выгоды и другим
государствам, стабильность в регионе и в мире. На это, конечно,
требуется время. Россия сейчас объявила о своей решимости открыть и
развивать свои Сибирь и Дальний Восток. Мне кажется, это хороший случай
для сотрудничества между странами этого региона, включая Китай.
Конечно, может быть, еще и лучше, что все происходит именно в этот
исторический момент времени, так как сейчас очень хорошие условия.
Как решения саммита АТЭС повлияли на развитие российско-китайских отношений?
К настоящему времени КНР и Россия уже заложили хорошие основы в сфере
экономического, политического развития отношений между странами. Я
думаю, стоит придерживаться этого направления. Есть также все основания
говорить о том, что при нынешних условиях отношения развиваются еще
лучше.
Мы развиваем сотрудничество по политическим вопросам, стабильные
политические отношения дают гарантии, а экономическое сотрудничество -
это основа.
Также я думаю, что России и Китаю следует сформировать
консолидированную позицию в отношении Сирии. В этом вопросе главное - не
столько взаимопонимание между государствами, сколько взаимопонимание
между людьми, между населением. Проводя внешнюю политику, и Россия, и
Китай должны учитывать мнение своего населения.
В области гуманитарного сотрудничества крайне важны контакты на
разных уровнях: в научной, экономической, культурной сферах.
Немаловажную роль играет обмен студентами. Россия в этом направлении уже
сделала немало. Недавно наша академия приняла делегацию молодых ученых
из Российской Академии Наук, а в скором времени к нам в академию
приедет еще одна делегация, так называемый, "мозговой трест". Все члены
этой делегации - видные российские ученые. Конечно, это очень хорошее
начало, но нам нужно расширить и продвинуть вперед наше сотрудничество.
Это тоже соответствует понятию "мягкой силы".
Необходим постоянный обмен между учеными. Нам не нужно
останавливаться на уровне конференций и встреч, нам надо создавать
совместные проекты. Это будет выгодно не только в экономическом плане,
но и в сфере международных отношений.
Вы сказали, что для Китая сейчас очень важно внутреннее
социально-экономическое развитие, а демографический фактор как раз
является одним из основных в развитии Китая. Рост населения для Китая
проблема или его сила?
Безусловно, у Китая огромная численность населения. Мы до сих пор
прилагаем большие усилия по обеспечению нормальных жизненных условий
населению. Раньше демографическая политика была очень жесткая: одна
супружеская пара могла иметь только одного ребенка. Это вызывало большое
количество критики. Сейчас, по мере улучшения условий жизни населения,
демографический курс претерпевает изменения. Например, если в
супружеской паре каждая сторона является единственным ребенком в своей
семье, можно рожать двоих детей, по желанию супругов. Если первый
ребенок - инвалид или страдает определенной болезнью, также разрешается
иметь второго ребенка. Тем не менее, ограничения продолжают
существовать.
Проблема заключается не столько в ограничении рождаемости, сколько в
повышении качества жизни населения. Это понятие включает в себя много
показателей и индексов: продолжительность жизни и ряд других данных.
Правительство КНР приняло ряд мер в области социального обеспечения.
Теперь приезжие также имеют право на получение хотя бы минимального
уровня социального обеспечения, соответствующего нормальным условиям
жизни в Китае.
Самой острой проблемой остается обеспечение населения доступным
жильем. Правительство выделяет средства на постройку такого жилья.
Конечно, оно будет предоставляться на льготных условиях лишь тем
гражданам, которые соответствуют определенным критериям.
Какие еще острые проблемы во внутреннем развитии Китая Вы можете выделить?
Китай - очень богатая страна, уровень жизни в которой оставался
довольно низким. Поэтому стартовой точкой является реформирование,
направленное на повышение уровня жизни населения.
По мере развития экономики появляются социальные проблемы. Во-первых,
социальная дифференциация. Сейчас доходы между разными группами
населения различаются, растет и разница в уровне жизни в регионах и в
центральных областях.
Во-вторых, сфера социальной защиты населения – важный момент для
обеспечения социальной и экономической стабильности. Сейчас Китай, если
речь идет о развитии экономики, выделяет в качестве важных три
направления: инвестиции, внешняя торговля и внутренний спрос. Наверно,
Вы знаете такую китайскую фразу: "Перейти через реку и пощупать камни".
Она применима к нашей ситуации. Это выражение означает, что у нас нет
соответствующего опыта, свой подход надо выработать на практике.
Сначала правительство КНР адаптировало здравоохранение и образование к
реалиям рынка, но сейчас именно эти сферы являются наиболее
проблематичными. Поэтому государство готово взять на себя больше
ответственности в этих областях: принято решение, что доля образования в
бюджете страны будет составлять не меньше 4% от ВВП. Правительство
также постарается снизить в несколько раз цены на лекарства и провести
реформы в системе медицинского обслуживания.
Проблемой остается коррупция, она представляет собой не столько
социальный, сколько политический изъян. Это, безусловно, вызывает
недовольство населения. Таким образом, нам нужно бороться и работать над
всеми этими моментами.
|