Газета "Наш Мир" br>Что от чего зависит – счастье от денег или наоборот? Множество научных изысканий посвящено выяснению, делает ли богатство людей более счастливыми, и если да, то насколько они должны быть богаче других. Этим вопросом занимались даже нобелевские лауреаты. Однако, как показали недавние исследования, эту проблему, пожалуй, можно было бы рассматривать с другой стороны. Ученые высказали предположение о том, что более счастливые подростки вырастают и становятся более богатыми взрослыми.
В рамках исследования, результаты которого были недавно опубликованы в сборнике научных трудов Национальной Ассоциации ученых, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers), было проведено обследование тысяч подростков. В результате было обнаружено, что те из подростков, которые в самом юном возрасте были больше других довольны своей жизнью, к 29 годам, как правило, имели и больший доход. Ученые измеряли ощущение счастья по 5-балльной шкале. Люди, которые в подростковом возрасте считали себя самыми счастливыми, зарабатывают в среднем на 8 тысяч долларов больше, чем те, кто в юности были самыми несчастными и недовольными своей жизнью.
Ученые из Университетского колледжа Лондона (University College London) и Уорикского университета (University of Warwick) воспользовались данными, полученными их американскими коллегами в рамках национальной программы «Add Health» («Здоровье подростков») – длительного и периодического наблюдения за 10 тысячами подростков. Они утверждают, что с их помощью им удалось подтвердить свои собственные результаты, причем, даже в тех случаях, когда учитывались другие факторы, обычно влияющие на такие показатели, как счастье и богатство, например: коэффициент умственного развития, уровень образования, самооценка и даже рост. Те, кто в подростковом возрасте были очень мрачными и угрюмыми, независимо от их роста и умственных способностей, зарабатывают на 10% меньше своих сверстников, а те, кто в юности были более жизнерадостными и восторженными зарабатывают на 30% больше.
Когда ученые повторили свои исследования на парах братьев и сестер – т.е среди молодых людей, родившихся у одних и тех же родителей и выросших в одних и тех же социально-экономических условиях – то и в этом случае оказалось, что более жизнерадостные зарабатывают больше (что, вероятно, не способствует улучшению настроения более угрюмых). Возможно, это объясняется тем, что более счастливым подросткам легче учиться в школе, колледже, а потом легче проходить собеседование при найме на работу – отчасти, это связано с тем, что они вообще более довольны своей жизнью. Кроме того, вероятно, более счастливым людям легче находить друзей, которые зачастую оказывают основную помощь в выполнении домашних заданий и играют ключевую роль в общении, налаживании дальнейших знакомств и связей. Посмотрим фактам в лицо: Вини-Пух гораздо популярнее, чем Ослик Ио. А Большая Птица гораздо привлекательнее Оскара Ворчуна (персонажи международной детской образовательной передачи «Улица Сезам» - прим. перев.).
Эти результаты были опубликованы в год, который является весьма удачным для ученых, занимающихся вопросами счастья. В июне Школа бизнеса в Беркли подготовила доклад, в котором высказано предположение, что при оценке удовлетворенности и счастья от работы профессионализм оказывается более важным, чем заработок. В августе ученые объявили, что обнаружили местоположение гена счастья в женском организме – он находится в ферменте, который называется моноамиоксдаза А (увы, мужчинам этот же ген счастья не приносит!). А в октябре ученые британского Уорикского университета и американского Дартмутского колледжа (Dartmouth College) объявили, что те люди, которые ежедневно съедают семь порций фруктов и овощей, считают себя самыми счастливыми.
Однако остается неясным вопрос, если более счастливые дети, на самом деле, потом становятся более богатыми людьми, то какова здесь роль родителей, когда дело доходит до выполнения уроков? Заставлять детей учить уроки, даже если это их унижает, делает жалкими и несчастными, или же пустить все на самотек, даже если это отрицательно скажется на оценках? В конечном счете, как показывают исследования, более высокий уровень образования позволяет найти более оплачиваемую работу. А если еще учесть и результаты исследования, о котором идет речь, то, оказывается, решение этой проблемы гораздо сложнее: по всей вероятности, самое лучшее, что родители могут сделать – найти способ, чтобы помочь своим детям делать уроки с удовольствием. «Как показали результаты исследования, эмоциональное равновесие детей и подростков является залогом их успехов в будущем, - утверждает Жан-Эммануэль Де Нев (Jan-Emmanuel De Neve), один из авторов этой научной работы. – А еще одним условием успешности является создание здоровой эмоциональной обстановки в семье».
|