Фундаментальный вопрос о человеческой природе долгое время являлся поводом для жарких дискуссий. Августинская доктрина о первородном грехе гласит, что все люди рождаются оскверненными и себялюбивыми, а спасти их может только божественное вмешательство. Философ Гоббс также утверждал, что люди варварски эгоцентричны, но он считал, что спасение придет не через божественное, а через гражданский договор о законодательной системе. Другие философы, такие как Руссо, возражали, что люди рождаются неиспорченными, инстинктивно заботящимися о благе других. В наше время эти вопросы поднимаются в таких реалити-шоу как "Последний герой".
Новая серия экспериментов предоставляет исчерпывающие данные для анализа человеческой природы не через философский калейдоскоп или продюсерскую ТВ-камеру, но через ясный объектив науки. Эти исследования были проведены группой исследователей из самых разных областей науки из Гарвардского и Йельского университетов, которые задались этим вопросом. Каков наш первый инстинктивный порыв: помочь себе или окружающим?
Принятие решений (и поведение) базируется на двух механизмах: интуиции и размышлении. Интуиция зачастую не требует затрат усилий, так как приходит автоматически и мгновенно. Размышление, напротив, требует усилий по оценке возможных последствий потенциальных линий поведения, затрат и прибыли. Когда мы действуем исходя из интересов окружающих - то превозмогаем ли мы интуитивный эгоизм с помощью рационального размышления, или мы превозмогаем наши эгоистичные размышления с помощью самоотверженных интуитивных порывов?
Для ответа на этот вопрос, ученые воспользовались надежным индикатором, по которому проходит "водораздел" между интуицией и размышлением: интуитивные процессы проходят быстро, а на размышление требуется время. Мгновенные решения, будь они эгоистичными или самоотверженными, и будут интуитивной реакцией, которая являтся индикатором нашей фундаментальной человеческой природы.
Всего было проведено 5 исследований, общее количество участников в которых составило 834 человек. Им предлагалось сделать финансовый выбор между своей собственной выгодой или выгодой группы людей. Результат поразительный: в каждом из этих исследований, чем быстрей принималось решение (до 10 секунд), то есть при увеличении составляющей интуиции в принятии решения, тем выше уровень сотрудничества, тогда как более продуманные (медленные) решения ассоциировались с более высоким уровнем эгоизма. Эти результаты продемонстрировали, что наш первый импульс заключается в сотрудничестве и взаимопомощи - а значит Августин и Гоббс оказались неправы. Мы, в основе своей, "хорошие".