В Большом зале консерватории состоялась мировая премьера оратории "Семь песен о Боге" композитора Андрея Микиты на стихи лидера группы "Аквариум" Бориса Гребенщикова.
Группа верующих христиан опять оказалась сильно против произведения искусства. И попыталась организовать скандал, сравнимый с той шумихой, что в прошлом сезоне устраивали вокруг оперы "Золотой петушок" Большого театра в постановке Кирилла Серебренникова. Досталось всем, но более всего, конечно, самой публичной фигуре проекта – Борису Гребенщикову: нельзя, мол, подобно сектантам, петь о Боге, слагая свои индивидуалистические тексты.
Действительно, в основу оратории, написанной для симфонического оркестра, хора и солистов, положены не канонические священные писания, а тексты и музыкальные темы семи песен группы "Аквариум", которые напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Это композиции "Господу видней", "Обещанный день", "Серебро Господа моего", "Еще один раз", "Сокол", "Дубровский", "День радости". Именно факт причастия к оратории легендарного БГ, духовные поиски которого не ограничиваются пределами христианства, и сделал данный концерт событийным. В отличие от Бориса Гребенщикова, доцент кафедры компьютерной музыки РАМ им. Гнесиных и член композиторского содружества "МОСТ" (Музыкальное объединение "Современная традиция") Андрей Микита – малоизвестный и редко исполняемый автор. Хотя на его счету много самых разных опусов. Но больше всего – духовной музыки. Наиболее известна, пожалуй, его "Литургия красоты" на стихи Бальмонта.
Для исполнения "Песен о Боге" собрали представительную компанию: Российский национальный оркестр, за дирижерский пульт которого встал Алексей Пузаков, сразу три хора – Афонский "Филафонитэ", Московский Синодальный и Патриарший хор храма Христа Спасителя, а также двух солистов – Станислава Мостового и Наиру Асатрян, где тенор – герой-рассказчик, а у сопрано нет слов, только "вокализ-плач" на грани истерики.
К счастью, концерт обошелся без митинговых страстей. Семидесятиминутная оратория состоит из 16 частей: семи песен, шести модулирующих интермедий между ними, называемых антифонами, а также пролога, симфонической схолии (авторского комментария) и эпилога. Все части исполняются без пауз, перетекая одна в другую. В итоге получилось масштабное, формально сакральное произведение, грамотное по композиции и оркестровке. Но в оратории нет главного – той притчевой глубины и концентрации чувств, что так свойственны песням Бориса Гребенщикова. Культовые музыканты современности не прочь потешать самолюбие, обратившись к академическому жанру. Например, Пол Маккартни вместе с композитором Карлом Дейвисом создал "Ливерпульскую ораторию", премьера которой состоялась в 1991 году в величественном англиканском соборе Ливерпуля, где в детстве Маккартни пел мальчиком в хоре. Сэр Пол был счастлив: альбом продержался пару недель на первой позиции в классических чартах по всему миру, а также появился на 177-м месте в общем чарте всех англоязычных записей. Борис Гребенщиков лично прибыл на свой консерваторский дебют. Все исполнение своей оратории просидел в директорской ложе, спрятавшись за занавеской. И на поклоны к публике, вопреки ожиданиям, не вышел.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ, МУЗЫКАНТ
Я об этом замысле узнал около года назад. Мягко говоря, был удивлен. Я не настолько развит, чтобы даже думать о том, православен ли я. Крестик на груди не признак православия... Но все церковные песнопения, насколько мне известно, происходят из народных напевов. И все, что я пишу, проистекает из того же источника. И сегодня я чувствую себя скорее слушателем, нежели автором. Люди оказали мне честь тем, что взяли мои песни и что-то с ними сделали. Мне интересно, что из этого выйдет, но к авторству происходящего в консерватории я не имею отношения. Я написал песни. Они ваши. Делайте с ними что хотите... Музыка имеет обыкновение меняться. А мы завязли в болоте и не замечаем этого. Россия, наверное, последняя страна в мире, которая слушает Scorpions. Опомнитесь, люди, рок-музыка умерла в семидесятых годах прошлого века!