Газета "Наш Мир" br> Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало
кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории
сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).
Курды –
это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории
по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция,
Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.
У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.
Все
это – прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня
представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси
(Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и
писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.
Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов
Верно.
Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех
стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи.
Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.
Наиболее
правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в
Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать
усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка
1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на
нелегальное существование.
В Ираке региональное правительство
Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как
иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им
сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.
Если
принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее
число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.
Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет
курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из
Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в
Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции
(преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно
назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно
также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле
их порядка 130 000.
Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.
Никакого «курдского народа» на самом деле не существует
Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории
сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии
пользуются влияниями за пределами национальных границ.
Так, у
Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список
террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в
каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной
жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто
симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической
партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.
У
курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители
которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в
Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего
СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане
распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую
очередь говорят в провинции Тунджели.
Объяснение Сандрин Алекси:
«С
учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой
войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на
изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно
исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине.
Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».
Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи
Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.
Проживавшая
на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или
депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из
сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в
Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в
страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.
Кроме
того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и
то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский
синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и
ахл-е акк в Иране).
Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей
автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они
говорят на арамейских языках.
С 1967 года многие из этих
христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило
выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая
сегодня трансформировалась в исламизацию.
В Иракском
Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000
курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим
меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось
покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и
наковальней в боях между курдами и правительством).
В Сирии их
отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном
ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и
не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной
части страны.
С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.
Ирак
не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году
лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку
открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут
вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами.
Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.
Мустафа
Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные
отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не
скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к
которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай.
Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии
Барзани.
Курдистан никогда не существовал
Верно и неверно. Курдистан
(запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального
государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые
или полунезависимые курдские княжества.
В 1150 году персидский
султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под
названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан,
очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.
«Как
свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов
османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее,
турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин
Алекси.
С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.
По
окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по
четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919
году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64
подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось
создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой
Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме
касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади
Франции.
Курды хотят собственное государство
Верно.
Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что
отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная
преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это
полное право.
Но они понимают, что подобное требование
равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть
американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке.
Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале
1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости,
однако впоследствии отказалась от этого требования.
Кроме того,
с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что
каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии,
чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть
образования с более тонкими границами.
Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York
Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в
горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых
людей» (Journey Among Brave Men).
Сегодня этот проект союза
вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным
консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года,
придало уверенности в себе курдам из других стран.
Особенно это
заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу
модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические
инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности
объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства
(аресты, процессы, запреты и т.д.).
Курды не могут договориться между собой
Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.
Курды
— горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его
к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в
значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен
возникают конфликты.
«У курдов нет культа великого диктатора, и
они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе.
Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», —
поясняет Сандрин Алекси.
С 1992 по 1996 года курды вели
гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по
очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году
враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не
похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным
воспоминанием для курдов.
Тяжелее всего курдам приходится в Турции
Неверно.
Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в
Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах
(депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных,
операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти
консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.
В
Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в
том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и
правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов,
преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского
общества.
Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые,
как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают,
отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как
курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами
(политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно,
однако она носит антиисламский характер).
Есть в стране и
курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские
революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью)
признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.
Война в Сирии открывает возможности перед курдами
Верно.
Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут
добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа
и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон
влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись
воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда
Саддам Хусейн отступил из северной части станы.
В таком случае
они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны,
которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую
свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней
исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже
начались).
Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит
следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы
тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.
«Тем
не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между
курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», —
отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из
сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском
Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется
стремлением избежать внутрикурдских столкновений.
|