Газета "Наш Мир" br> В Европе, которая обычно ассоциируется с процессом интеграции,
происходят интересные события. В последнее время победу на выборах во
многих европейских государствах одерживают политические партии
националистической направленности. Как отражение этой националистической
тенденции в Европе оживают сепаратистские движения. Например, 25
ноября в Испании на выборах в Каталонии победила сепаратистская
националистическая коалиция «Конвергенция и союз» Каталонии.
После выборов 2011 года большинство мест в парламенте Шотландии
заняла Шотландская национальная партия, отстаивающая идеи
независимости. Впоследствии это правительство заявило о решении вынести
вопрос о независимости от Соединенного Королевства на референдум 2014
года. Проблемы между фламандцами и валлонами в Бельгии приводят к мысли
о возможном разделе Бельгии в будущем. Так, вслед за кризисом
правительства с 2007 по 2011 годы националистический «Новый фламандский
альянс» был лидером на последних выборах.
Наряду с некоторыми неопределенностями относительно будущего ЕС, эти
события вызывают вопрос: «происходит ли раздел борющегося с кризисом
ЕС?» Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо вкратце остановиться на
общей структуре международной политики и проанализировать ее значение с
точки зрения ЕС.
Одной из самых интересных особенностей международной политики
является одновременное развитие тенденций интеграции и дезинтеграции.
Например, процесс дезинтеграции, начавшийся на основе принципа
самодетерминации еще после первой мировой войны, сопровождался
интеграцией, происходящей в рамках Лиги Наций и других международных
организаций. В то время как после холодной войны одни говорили о
глобализации и экономической, социальной и культурной интеграции по
всему миру, в качестве периода дезинтеграции другие определяли возникшую
после распада СССР и раздела Югославии фазу, в которую мы вступили. На
многие страны особенно негативное воздействие оказал рост этнического
национализма, который также коснулся и Турции. Последние события на
Ближнем Востоке, особенно в Ираке и Сирии, показывают, что вновь
происходит углубление тенденций раздела. Однако, с другой стороны,
прогресс в области информационно-коммуникационных технологий
одновременно объединяет совершенно разных людей и культуры. В качестве
основных политических слоганов этого периода выступают понятия
плюрализма и сосуществования. Таким образом, становится возможным
одновременно наблюдать множество примеров как интеграции, так и
дезинтеграции.
По сути, противоречие между интеграцией и дезинтеграцией – не новое
явление. На протяжении истории международная политика развивалась и
изменялась в рамках взаимодействия двух этих противоположных тенденций.
Например, распад многонациональных империй и возникновение новой
интеграции в качестве наций-государств изменили природу международной
политики. Аналогичным образом раскол на этнической и религиозной основе
объединяющегося в контексте информационно-коммуникационных технологий
мира создал похожие эффекты изменений в международной политике. В
результате эти изменения осуществляются посредством приведения в
движение процессов интеграции-дезинтеграции.
Какое значение приобретают эти процессы с точки зрения Европейского
союза? Что эта дезинтеграция будет предполагать для ЕС, который
стремится создать единую Европу через объединение государств-членов?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, не следует говорить о ЕС и
государствах-членах как о едином политическом игроке. Хотя эти
государства и образовали ЕС, между ЕС и составляющими его членами
наблюдается значительная разница. Не следует их смешивать друг с другом,
необходимо видеть существенные различия между ними. В частности, в
силу подобной часто совершаемой ошибки долговой кризис в Европе в
сущности интерпретируется как кризис ЕС. Однако источником
существующего экономического кризиса является безграмотное управление
лишь некоторых государств-членов союза. И ЕС этот кризис стремится
решить.
Различие между ЕС и образующими его государствами становится
очевидным, прежде всего, в рамках политических вопросов. Иными словами,
между ЕС и составляющими его странами налицо конкуренция полномочий.
Развитие ЕС происходит через чуткий контроль балансов властных
полномочий, существующих между собственно союзом и
государствами-членами. Если обратить внимание на развитие этой
организации, начиная с момента ее основания, то можно заметить, что ЕС
регулярно расширяет свои полномочия в отношении государств-членов, и,
используя свои возможности в этом направлении, убеждает государства
делиться своими суверенными правами. В определенном смысле государства,
вынужденные передавать имеющиеся у них полномочия ЕС или использовать
их совместно с союзом, проигрывают и терпят убытки.
Однако с точки зрения текущей ситуации мы вступаем в период, когда
можно предполагать, что государства-члены будут демонстрировать
сравнительное нежелание и сопротивление по вопросу передачи полномочий.
Процесс интеграции завершил экономическую ступень вместе с реализацией
валютного единства и находится на пороге перехода к политической
стадии. В этой связи наибольшим препятствием для ЕС является
беспокойство государств-членов о суверенных правах и демонстрируемое
ими сопротивление. По вопросу передачи политических полномочий
государства не настроены столь решительно, как в экономических
вопросах.
С целью предотвращения сопротивления государств-членов ЕС ослабляет
их суверенитет через усиление таких субнациональных политических
игроков, как местные, региональные, этнические и культурные группы. В
этой связи можно утверждать, что через поддержку, например,
идентичностей меньшинств и ослабление национальных идентичностей ЕС
стимулирует формирование доминирующей над всеми идентичности –
«европейскости». Конечно, нельзя сказать, что ЕС стремится
дезинтегрировать государства-члены, однако существующая природа процесса
интеграции предполагает ослабление суверенных полномочий и перенос
политического процесса на другие уровни. Поэтому, усилия по
международной интеграции характеризуются как многоуровневое управление.
Самый конкретный пример усилий по обращению ЕС к субидентичностям и
институциональному развитию на уровне Европы – создание одного из
важнейших институтов ЕС – Комитета регионов. Благодаря данному органу ЕС
обеспечивает участие субнациональных участников в политике
непосредственно на европейском уровне. Местные и региональные
идентичности в рамках Комитета регионов представлены отдельно от
государств, в которых они возникли.
При рассмотрении вопроса с точки зрения этих общих рамок, в случае
если дезинтеграция стран происходит миролюбивыми методами, она не окажет
негативного политического воздействия на систему ЕС. Напротив, эти
тенденции дезинтеграции способны поддержать переход на новую ступень
процесса интеграции. Следовательно, одни и те же события не следует
трактовать как следствие дезинтеграции ЕС. Эти события, возможно, внесут
существенный вклад в процесс европейской интеграции, ослабив
препятствие национального суверенитета, которое как раз и стремится
преодолеть ЕС. В любом случае эти сепаратистские движения в своей основе
направлены не против ЕС, а против собственных национальных
правительств. Именно поэтому среди народных масс, вышедших на площади
вслед за выборами в Каталонии 25 ноября, не было заметно ни одного
испанского флага, при этом совсем не удивительно, что рядом с
каталонскими развевались флаги ЕС.
Динамика интеграции и дезинтеграции в природе международной политики
функционирует внутри ЕС и преобразует союз. Однако, как видно извне,
тенденции дезинтеграции не всегда порождают раздел. Они могут также
предполагать продолжение процесса интеграции в различных измерениях и
формах. Как результат ЕС, отойдя от понятия «Европы наций», может
перейти к концепции «Европы народов». А это может привести к большим
возможностям для политической интеграции.
|