Газета "Наш Мир" br>
Мы привыкли к
тому, что к арктическим государствам всегда относили Россию, США,
Норвегию, Канаду, Данию (Гренландию), что по взаимной договоренности за
каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы
Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих
государств до Северного полюса планеты. И пока Арктика представлялась
всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто
ни к кому не предъявлял.
С открытием в этом регионе
больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых
военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно
разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в
зоне Арктики.
В настоящее время на Арктический регион в
дополнение к пяти претендуют еще 12 государств: Бельгия,
Великобритания, Германия, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва,
Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония. Некоторые авторы
настаивают, что на самом деле претендентов более 20 стран, включая
Японию и Китай. Китай уже имеет наземную базу на Шпицбергене, а в
2012–2015 годах планирует провести три серьезные экспедиции в Арктику и
построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый
ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах.
Разногласия в единстве
Не опровергая цифру 20, сосредоточимся пока только на 17 странах,
претендующих на долю Арктики. Большая часть входит в блок НАТО: США,
Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва,
Эстония, Польша, Нидерланды. Они выступают единым фронтом, участвуя в
других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы
Арктики. К таким в первую очередь относятся:
- Арктический совет
- Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР)
- Комиссия Европейских сообществ
- Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.
В Арктический совет входят восемь арктических государств: США, Канада,
Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Отдельные страны
также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных
наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса.
В Совете Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) – Дания, Исландия,
Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских
сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада,
Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.
В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это
Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории:
Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова
(Финляндия).
При этом практически все эти страны имеют
претензии к друг другу по поводу тех или иных территорий, входящих в
зону Арктики. Так, например, Канада спорит с Данией, и на границе между
Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт
приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут
поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук),
расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и
Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь
трехкилометровую полосу обледенелых скал.
До сих пор за скалу в
океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди
водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт
обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава
Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории,
вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к
острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен
обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.
Бельгия спорит с Ирландией, а Великобритания спорит за континентальный
шельф с Данией, Исландией и Ирландией. Канада спорит с США из-за морской
границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил.
Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и
Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами
200-мильной зоны.
Исландия спорит за континентальный шельф
Роколл с Данией и Великобританией, а также с Данией – о средней линии
рыболовства между Исландией и Фарерскими островами. Дания спорит по
поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и
Великобританией, кроме того, с Исландией – о средней линии рыболовства
между Исландией и Фарерскими островами и спорит с Канадой за остров
Ханса.
Норвегия имеет особые претензии к России
(территориальные притязания в Антарктике – Земля Королевы Мод,
Свальбард (Шпицберген) и другие. Даже подписанный в 2010 году
руководителями двух стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв.
км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных
экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит
проблемы.
США претендуют на районы, которые Россия считает
своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем.
США спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, из-за
пролива Хуан-де-Фука, острова Макиас-Сил. Даже такой неполный перечень
причин и возможных участников дестабилизации в Арктическом регионе
заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении
проблем Арктики. Ведь с известной долей условности можно утверждать,
что она на сегодняшний день является источником не только новых
информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой
конфликт.
Корреспондент британской Times Тони Халпин также
считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может
спровоцировать новую мировую войну. Трудно спорить с экспертами,
утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния
приходится на 90-е годы. В то время Россия ратифицировала Конвенцию ООН
по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны
без признания приоритета России над остальными территориями
арктического сектора (по меридианам к Северному полюсу), ранее
относящегося к России, и усиление противоречий приходится именно на эти
годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную
конвенцию, что помогает ей в решении своих арктических вопросов.
Америка движется к северному полюсу
Неоднократно высокопоставленные чиновники из правительства и
администрации президента США делали официальные заявления о планах США в
отношении Арктики. Их заявления надо расценивать как указания
соответствующим структурам Соединенных Штатов, а также их иностранным
партнерам. Сенатом США принято положение об определении границ морской
экономической зоны и континентального шельфа Америки.
Создана комиссия, в задачу которой входит составление точной карты
территориальных вод. Идет милитаризация региона. Так, на Аляске
дислоцированы три базы армии (Сухопутных войск) и три – ВВС, а также
несколько объектов береговой охраны с общей численностью 24 тыс.
военнослужащих. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.
Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический
план действий ВМС». «У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные
интересы в Арктическом регионе, – говорится в документе, – и Вашингтон
готов действовать либо независимо, либо совместно с другими
государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов –
такие вопросы, как противоракетная оборона и системы раннего оповещения;
развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских
перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций
морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и
пролета над территорией».
Далее в этом источнике сообщается о
задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и
гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В
свете принятого плана ВМС США приступили к развертыванию военно-морской
базы передового базирования в Арктике.
Предпринимаются меры
по усилению непосредственного американского военного присутствия в
Арктике. Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с
Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II. Ранее Globus
II находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был
разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь
его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за
запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до
Камчатки.
Важным событием стало подписание нового Плана
объединенных военных командований США, который усиливает централизацию,
обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и
НАТО и «будет иметь решающее значение для обеспечения национальной
безопасности США в процессе выдвижения странами региона своих территориальных и экономических претензий в отношении Арктики».
ВМС США являются главной силой решения основных проблем Арктики.
Командование ОВС США надеется иметь к 2020 году в основном надводном
боевом корабельном составе ВМС не менее 92 единиц: 11 авианосцев, 19
крейсеров УРО CG (X), 62 эсминца УРО (DOG). Кроме того, до 2015 года ВМС
США приобретут 55 кораблей нового проекта LCS типа Freedom и
Independence (Littoral Combat Ship – прибрежной зоны). В течение 10–15
лет Соединенные Штаты примут на вооружение семь эскадренных миноносцев
DD (X) с улучшенными мореходными качествами для использования в
прибрежных акваториях.
Нетрудно догадаться, против кого будут
направлены эти силы. Кстати, в Исландии была проведена встреча с
участием генерального секретаря Альянса и высокопоставленных военных
США, Канады, Дании, Норвегии. Участники встречи, получившей название
«Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержали
арктическую инициативу Америки. Россию не пригласили на этот семинар
даже в качестве наблюдателя. Принимая во внимание тот факт, что все
арктические приморские страны, кроме России, входят в НАТО, вполне
очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе.
Небезынтересно отметить, что Соединенные Штаты, укрепляя и развивая
свои Вооруженные силы, заботятся о том, чтобы окружающие их страны
воспринимали это как необходимость и для самих Штатов, и для всего
Запада. В этом смысле и проблема расширения владений в Арктике также
облекается в различные формы. Так, в начале этого века была разработана
новая теория, называемая «концепцией стратегических коммуникаций».
Министерство обороны США в интересах развития этой концепции провело
конференцию в Норфолке. На конференции были определены основные принципы
«стратегических коммуникаций» (СК): квалифицированное руководство,
правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность,
целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения
концепции СК планируется каждые два года корректировать их.
Канада претендует на хребет Ломоносова
В 2008 году премьер-министр Канады, вместе с кабинетом министров,
проинспектировал север страны (город Инувик). Основная цель поездки, по
данным канадских СМИ, – усилить милитаризацию Арктики. Эксперты не
сомневаются, что процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень
быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам
нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального
потепления будет облегчаться. Канада, не обладая военной мощью России
или США, пытается подготовиться к переделу, бросив на это немалые силы.
Официальный нынешний курс провозгласил глава канадского правительства
Стивен Харпер, заявив о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике на
расстояние до 200 миль от побережья. Главная цель этого шага –
установление контроля над Северо-Западным морским путем, до сих пор
считающегося международным. Отныне все иностранные корабли, находящиеся
ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую
береговую охрану о своем присутствии.
По словам Стивена
Харпера, все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в
канадской части Арктики. «Меры, принимаемые нами, станут ясным посылом
миру: Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и
юрисдикцию в своих арктических водах», – заявил Харпер. Речь идет о
расширении географии действия (до 233 миль) канадского закона о
предотвращении загрязнения арктических вод (до сих пор он работал лишь в
100 милях от побережья Канады), а также о расширении закона о
судоходстве, согласно которому, в 200 милях регистрация иностранных
кораблей будет обязательной.
Канада отвергает претензии России
на расположенный в Арктике хребет Ломоносова и намерена доказать, что
он является частью канадской территории. «Есть территории, которые
принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению,
например – хребет Ломоносова, который является продолжением нашей
территории. Мы это докажем», – сказал глава МИД Канады Лоуренс Кэннон,
выступая с лекцией в московской Дипломатической академии России. По
словам Кэннона, Канада намерена подать соответствующую заявку на
расширение национального сегмента континентального шельфа в Арктике в
Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года. Фактически этим и рядом
других заявлений Канада объявила значительные территории Арктики
(практически 30%) своей собственностью.
По сведениям отдельных
источников, Канада, назначенная на роль передового отряда в грядущей
борьбе с Россией за Арктику (главным предметом спора тут является
хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 км от Новосибирских островов
России, через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир,
расположенного в Канадском Арктическом архипелаге), провела крупнейшие в
истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала
растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.
Раньше советский ледокол в Арктике означал, что рядом подо льдом – атомная субмарина, сейчас – что туристов везут к полюсу
Европа в заполярье
Норвегия стала первой страной, разместившей операционное командование
Вооруженными силами в арктических широтах, в непосредственной близости
от района возможных конфликтов за обладание ресурсами Арктического
района. Одновременно с передвижением Центра оперативного командования в
Арктику Норвегия закупила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для
арктического патрулирования. Кроме того, наша северная соседка
стремится:
- сократить иностранную экономическую и научную
деятельность на Шпицбергене, поставив ее под полный национальный
контроль и управление;
- установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом;
- использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 2 февраля 1920 года в своих интересах.
Норвежцами разработана программа
развития северных территорий, получившая название «Баренц-2020».
Данный план станет основным, определяющим политику Норвегии в
арктических районах. Его целью является укрепление координирующей,
руководящей и направляющей роли Осло в развитии Арктики. Хотя даже
союзники Норвегии по НАТО выражают неприятие такой политики.
На территории Швеции ежегодно проходят учения сил НАТО под кодовым
названием Loyal Arrow («Верная стрела»), в которых принимают участие
тысячи военнослужащих из разных стран, как членов НАТО, так и стран, не
являющихся членами НАТО (Финляндия, Швеция). Основные силы,
задействованные в учениях, как правило, дислоцируются на шведской
авиабазе Lulea, норвежской Bodo и финской Oulu. К учениям привлекаются
военно-воздушные и военно-морские силы стран НАТО. Основная задача –
отработка приемов ведения военных действий в условиях Крайнего Севера.
По сценарию маневров, проходящих неподалеку от российской границы с
Норвегией и Финляндией, две выдуманные североевропейские страны ссорятся
из-за запасов нефти и газа на спорной территории. В конфликт на
стороне одного из участников вступает НАТО. Намек для противников
втягивания нейтральной Швеции в игры Североатлантического альянса более
чем прозрачный.
«Верная стрела» – не только самые крупные
учения ВВС и ВМС на территории Швеции, но и «самые натовские». Все
прежние маневры с участием альянса на территории нейтрального
королевства проходили под эгидой ООН и были нацелены на предотвращение
гуманитарных катастроф. Нынешние же целиком спланированы НАТО.
Предположение, что на борту принимавшего участие в учениях британского
авианосца имелось ядерное оружие, заставляет критиков учений (в
парламенте это Левая партия и Партия зеленых) говорить о нарушении
правительством Швеции сразу двух принципов: нейтралитета и запрета на
присутствие на территории страны ядерного оружия.
Россию в
отличие от предыдущих маневров с участием НАТО на территории Швеции не
пригласили поучаствовать. Военный атташе посольства РФ в Стокгольме,
как сообщает «Шведское радио», мог приехать в качестве наблюдателя, но
Москва ответила отказом.
Большое внимание Арктике уделяет Дания. Парламентом страны принят план безопасности
Дании на период 2010–2014 годов. Значительная часть этого плана
посвящена Арктическому региону. В документе, в частности, говорится:
«Возрастающая активность в Арктике изменит геополитическое значение
региона и в долгосрочном плане создаст больше вызовов для датских
вооруженных сил».
Дания собирается разместить в Арктике
воинскую часть реагирования и командный пост. Согласно плану, на нужды
вооруженных сил в этот период будут ежегодно выделяться дополнительные
600 млн. датских крон. Объявлено о планах создать универсальное
арктическое командование и арктические силы реагирования, а также
усилить военное присутствие на авиабазе «Туле» в Гренландии, которая
также будет открыта для союзников по НАТО.
В докладе военной
разведки Дании (FE) подчеркивается: «В ближайшие 10 лет в Арктике могут
иметь место военные столкновения небольшого масштаба». Приводились
также некоторые подробности: «Конфликты могут быть вызваны вооруженными
силами третьих государств, гражданскими акциями либо разработкой
природных ресурсов – поисками нефти или рыболовством на оспариваемых
территориях, а также поблизости таких спорных территорий».
Великобритания участвует в учениях сил НАТО под кодовым названием Loyal
Arrow («Верная стрела»), выделяя для этих целей свои авианосцы и
десятки самолетов ежегодно. В 2012 году боевые корабли и авиация
Великобритании приняли участие в крупномасштабных учениях Сold
Response-2012, в которых было задействовано свыше 16 000 военнослужащих
из 14 стран НАТО.
«Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, –
члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и
возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих
вразрез с международными соглашениями», – заявил в интервью Daily
Telegraph министр обороны теневого кабинета Великобритании Лиам Фокс.
Уже не спят подо льдом моря
Россия в 2001 году подала заявку в ООН на расширение своей
экономической зоны, но получила отказ «за недостаточностью
доказательств». Поэтому в 2007 году мы направили в Арктику специальную
экспедицию для глубоководных исследований в районе Северного полюса и
поиска доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева
являются продолжением Сибирской континентальной платформы. На этом
основании наша страна претендует на треугольный участок океана,
простирающийся до Северного полюса. При этом экспедиция установила на
дне сделанный из титана флаг России.
В случае положительного
решения специальной Комиссии ООН по шельфу, площадь российского
Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной
экономической зоны может составить около 1,2 млн. кв. км. По оценкам
специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд. т углеводородов в
нефтяном эквиваленте (16 млрд. т нефти и более 82 трлн. куб. м газа).
Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и
бассейнах. Основная часть этих ресурсов – около 66,5% – приходится на
шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского.
В 2009
году Совет безопасности Российской Федерации принял «Основы
государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и
дальнейшую перспективу». В этом документе среди прочего поставлена
задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других
войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных
обеспечить военную безопасность в различных условиях
военно-политической обстановки».
В таблице представлены
экспертные данные по общему количественному составу военно-морских сил и
средств, теоретически имевших возможность защищать национальные
интересы России в Арктике в последнее десятилетие прошлого века и в
начале нынешнего. Из приведенных данных следует:
- военно-морская деятельность Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалась;
- корабельный состав России был сокращен почти в 8 раз;
- среднее количество ежегодно проводимых военно-морских учений уменьшено более чем в 6 раз;
- масштабность учений снижена почти в 5 раз.
Последствия такого «разоружения» немедленно были расценены соседями как
слабость, которой можно воспользоваться в своих интересах. Так,
Норвегия стала бесцеремонно задерживать и подвергать проверке
рыболовные суда Российской Федерации в тех районах Баренцева моря,
которые во все времена считались районами совместного лова. Более того,
в отдельных эпизодах российские суда подвергались аресту и
препровождались в норвежские порты. Таким образом, ближайший
арктический сосед, используя ослабление военно-морской деятельности
России в северных широтах, решил утвердить себя в расширенных правах на
определенные территории Арктики.
Можно предположить, что,
когда речь пойдет о более серьезных ресурсах, чем рыба, соседи России
совместно с другими членами Северо-Атлантического союза, будут
прибегать к еще более решительным мерам, используя свое военно-морское
превосходство.
Ситуационные сценарии
В
настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по
морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным
государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и
недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод
государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна
не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к
Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной
экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега.
Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна
докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной
территории.
В своей экономической зоне прибрежное государство
имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. До 1982
года вся Арктика делилась лишь пятью странами – СССР, Норвегией,
Данией, США и Канадой – на секторы, вершинами которых был Северный
полюс, основаниями – обращенные к полюсу северные границы этих
государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. Однако
это деление утратило силу после ратификации Конвенции ООН по морскому
праву 1982 года.
Принимая во внимание уже сделанные заявления и
реальные шаги основных претендентов на Арктику, можно предположить,
что Соединенные Штаты постараются организовать мощное информационное
воздействие на все заинтересованные в Арктическом регионе страны с
целью доказать несостоятельность позиций России.
США и многие
другие страны пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения
информационной войны (ИВ). По оценке американских специалистов, ущерб,
нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно
превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий.
Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять
общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции
информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент
«перепутает» военную победу с поражением.
В мирное время
подобные методы маскируются под различного вида концепции. Так, в США
появились понятия «информационные операции» и «стратегические
коммуникации» (СК). Стратегические коммуникации – не просто новое
направление в информационных войнах, это новая концепция самих ИВ,
принятая в развитие теории информационных операций, которая активно
разрабатывалась Госдепартаментом, Министерством обороны, другими
правительственными и неправительственными учреждениями и организациями
Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по
целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство,
различные общественно-политические силы, международные организации, то
есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА) других стран (как
враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными
правительственными и неправительственными учреждениями и организациями
США, а также их союзниками.
В Соединенных Штатах к основным
структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент,
Министерство обороны, боевые командования ВС США, Агентство США по
международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные
организации. В американском Госдепартаменте понятие «стратегические
коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако
«публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК.
В результате реализации американских концепций уже начинают звучать
призывы начать обсуждение вопросов об уменьшении военно-морской
деятельности России в Арктике без учета ее исторически сложившихся
реалий и национальных интересов. Цель таких призывов известна – это
окончательно лишить Россию возможностей защищать свои национальные
интересы на обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.
Вячеслав Апанасенко
|