Газета "Наш Мир" br>
Да, 100 лет назад
было время, когда электромобили наравне соревновались с автомобилями. И
мало того - тогда они превосходили эти чадящие, гремящие и замасленные
творения рук человеческих по многим параметрам.
В 1915 году, когда началось серийное производство электромобиля
Milburn (на фото в заголовке), автомобили с двигателем внутреннего
сгорания заводились с помощью специальной рукоятки вручную, в то время
как электромобили не требовали ручного старта двигателя, а значит,
могли управляться и женщинами. Электростартер в автомобилях, как
стандартное оборудование, появится лишь через 10 лет, в 1926-м году.
Даже в рекламе тех лет в качестве основных преимуществ
электромобиля указываются следующие пункты: нет нужды в заправках, нет
радиатора (в те времена перегрев двигателя – обычное явление), нет
выхлопной трубы, тихое движение, нет загрязнения окружающей среды . Да-да - так было.
Еще ранее, в 1899 году, то есть более 110 лет назад, на другом
известном электромобиле La Jamais Contente впервые был установлен
мировой рекорд скорости в 100 км/ч. То есть во времена становления
индивидуального транспорта электромобиль выглядел куда более
привлекательной альтернативой, чем то, что мы имеем сегодня.
Вы спросите - в чем же причина? Технический прогресс виноват.
Двигатель внутреннего сгорания быстро совершенствовался, стал надежным,
легко заводящимся, экономичным и мощным - а электромобили по большому
счету никаких существенных усовершенствований за 100 лет так и не
достигли. Серьезно - древние электромобили 1920-х годов с логотипом
Milburn сохранились до наших дней (см.фото в заголовке), и действующие
экземпляры даже сегодня могут проехать на одном заряде
свинцово-кислотных батарей 130 км, что соответствует пробегу современных
электрических Nissan Leaf EV и Ford Focus EV.
Даже продвигаемая сейчас как "инновация" идея замены разряженной
аккумуляторной батареи на заряженную (чтобы не ждать зарядки) была
реализована еще в этих же 1920-х годах - и, что характерно,
электромобили не спасла.
И знаете почему они сдохли? В то время электромобиль Milburn
продавался по цене около $1000, в то время как Ford Model T с бензиновым
двигателем стоила $250. Покупатель проголосовал кошельком.
Но дебилов история ничему не учит. И вот АвтоВАЗ выкатывает свою
электрическую ElLada (Калина-универсал с электромотором) за 1.250.000
рублей, в то время как такая же Калина с бензиновым мотором стоит
300.000 рублей. Не отстает от них и Mitsubishi со своим клопиком i-Miev,
который стоит 1.800.000 рублей, в то время как куда более просторный и
комфортный Mitsubishi Colt с обычным мотором предлагается за 520.000
рублей.
Как видите, разрыв цен за 100 лет прогресса еще больше увеличился,
электромобили стали еще менее конкурентоспособны с нормальными авто -
однако это выдается за великое достижение и якобы прогресс. Нет,
ребята - при таких ценах электромобиль по-прежнему не имеет никаких
шансов на рынке.
На самом деле в электромобиле нет ничего сложного и
высокотехнологичного. Вообще ничего. Вся кузовня, шасси, подвески,
тормоза и прочее у него точно такие же, как у обычного автомобиля.
Разница только в том, что вместо двигателя внутреннего сгорания с
коробкой передач туда всунут электромотор - который, разумеется,
устроен гораздо проще и в производстве обходится дешевле. Да что там
говорить - такие тяговые электромоторы прекрасно отлажены
промышленностью и широко используются в электропогрузчиках, и в этих
же электропогрузчиках и складских электрокарах давно отлажена
электроника, управляющая такими электромоторами. Ровно эта же
электроника используется и в "гражданских" электромобилях. Она дешевая
и простая, даже примитивная. И весь электромобиль в целом куда
примитивнее, чем нормальный современный автомобиль.
Есть ровно один компонент, который определяет горестную судьбу
электромобиля и его фатальный проигрыш в конкурентной борьбе за
кошельки покупателей - это накопитель энергии. Да-да - это тот самый
аккумулятор, или более экзотичные решения вроде супермаховиков и т.д. К
сожалению для электромобиля, электрический накопитель, адекватный по
энергетике 40 литрам бензина в баке (даже с поправкой на низкий КПД
двигателя внутреннего сгорания) стоит столько, сколько пять-десять
современных автомобилей целиком, да еще и весит больше, чем пара
автомобилей опять же целиком. И пока не будет изобретен недорогой и
легкий накопитель электроэнергии - электромобиль так и останется
экономически бессмысленной утопией.
Кстати, даже в технически
весьма ограниченных электромобилях вроде ElLada (она имеет пробег на
одной зарядке 130-140 км, в то время как обычная Калина с точно таким
же кузовом и ходовой проезжает на одной заправке около 500 км)
стоимость аккумуляторов составляет около 80% цены всего электромобиля.
Специалисты это прекрасно понимают. А вся нынешняя суета вокруг
электромобилей - это просто "зеленый пиар", ведущийся с той же самой
целью, как и вопли про "альтернативную энергетику" на основе солнечных
батарей и ветряков.
Цель первичная - создание у лохов, играющих в нефтегазовые фьючерсы
на бирже, ощущения будущего снижения потребностей мировой экономики в
нефтегазе. Лохи ничего не понимают в технике и обязательно поведутся на такой развод.
Цель вторичная - втянуть развитые экономики Европы в бессмысленные
затраты ресурсов на "зеленые" обманки, вроде ветрогенераторов или
электромобилей. Вы ведь понимаете, что высокая цена электромобиля
отражает высокие затраты человеческого труда и ресурсов
на его производство (прежде всего - на производство ёмких
аккумуляторов)? Отсюда следует, что человек, купивший электромобиль,
испоганил мир примерно в три-четыре раза сильнее, чем тот, кто купил
обычный автомобиль (пропорционально разнице в цене) - ведь истраченные
на него ресурсы не берутся из ниоткуда, их приходится вырывать у
планеты, и на каждый электромобиль их уходит втрое-вчетверо больше, чем
на нормальное авто.
Вот такие вот получаются "достижения прогресса". Точнее - псевдопрогресса.
|