Газета "Наш Мир" br>
В целом европейцы отреагировали на переизбрание президента Обамы со
смешанным чувством волнения и облегчения, как это было и четыре года
назад. Для многих людей по ту сторону Атлантики победа Обамы в 2008 году
свидетельствовала об окончании эры Буша, эры отчужденности между
Америкой и ее западными союзниками, а также о появлении такой Америки,
которая будет смотреть на мир во многом так же, как это делают
европейцы. Однако, несмотря на переизбрание Обамы на родине и
сохранившуюся популярность в Европе, его президентство не смогло
ликвидировать уже давно существующий трансатлантический ценностный
разрыв. И по таким вопросам, как использование военной силы, религия и
индивидуализм, американцы и европейцы продолжают расходиться во мнениях.
Обама
стал популярен в Европе после посещения им Старого света в качестве
кандидата в президенты. После двух президентских сроков Джорджа Буша
Европа сразу же приняла президентство Обамы. 93% немцев – что само по
себе удивительно – доверяли Обаме в начале его первого президентского
срока, тогда как уровень доверия к Бушу в последний год его нахождения в
Белом доме составлял всего 14%. В Британии, Франции и Испании новый
американский президент также получил высочайшие рейтинги.
Результатом
всего этого стал впечатляющий «эффект Обамы», оказывавший влияние на
отношение к Соединенным Штатам. Во Франции, например, рейтинг
благоприятного отношения к Америке резко повысился – с 42% в 2008 году
до 75% в 2009 году. И важно то, что увеличилась также поддержка
американской политики, в первую очередь - усилий Вашингтона,
направленных на борьбу с терроризмом. Тот энтузиазм, который возник в
связи с избранием Обамы, со временем несколько поубавился, даже в
Европе, однако остатки «Обамамании» все еще продолжают сохраняться.
Проведенное в рамках проекта Pew Global Attitudes 2012 исследование
показало, что, по крайней мере, восемь из десяти опрошенных в Германии,
Франции и Британии с доверием относятся к американскому президенту.
Несмотря
на то, что широко распространенный антиамериканизм периода правления
Буша уменьшился, «ценностный разрыв» между американцами и европейцами
сохранился, с ним ничего не случилось. Проводимые опросы постоянно
отмечают наличие трансатлантических расхождений, когда речь заходит о
фундаментальных установках по целому ряду политических и культурных
вопросов. Сегодня американцы и европейцы относятся друг к другу с
меньшей враждебностью, но они не смотрят на мир одинаково.
Возьмем,
например, вопрос о военной силе. Американцы в большей степени, чем
европейцы, склонны считать, что применение военной силы является
необходимым для поддержания порядка в мире. Вместе с тем, они в
значительно меньшей степени убеждены в том, что получение одобрения со
стороны ООН является обязательным для использования военной силы в
случае возникновения международных угроз. Желание Америки «в одиночку»
(go it alone) заниматься мировыми делами прочно связано с международным
имиджем этой страны, и в этом смысле мало что изменилось в годы
правления Обамы. Большинство людей в Европе продолжают считать, что
Соединенные Штаты действуют в одностороннем порядке и не принимают в
расчет интересы других государств при проведении своей внешней политики.
Использование
администрацией Обамы беспилотных аппаратов при проведении военных
операций подчеркивает наличие различных подходов по вопросу о твердой
силе. Примерно каждый шестой американец из десяти – включая большинство
республиканцев, демократов и независимых – одобряют применение
беспилотников в борьбе против экстремистских лидеров и организаций в
таких странах, как Пакистан, Йемен и Сомали. Однако в семи из восьми
стран, включенных исследовательским центром Pew в опрос 2012 года, более
половины респондентов высказались против нанесения такого рода ударов –
в Греции подобную позицию заняли девять из десяти человек, а в Испании –
76% опрошенных. Единственным исключением является Британия, где голоса
по этому вопросу разделились примерно пополам.
Религия – еще
одна тема, по которой взгляды американцев и европейцев значительно
расходятся. В таких преимущественно светских государствах Западной
Европы, как Испания, Германия, Британия и Франция, менее четверти людей
считают религию очень важной в своей жизни. Даже в Польше, где
католицизм по-прежнему играет существенную роль в общественной жизни,
только 27% опрошенных говорят о том, что религия очень важна. Кроме
того, значительное большинство респондентов в шести странах Евросоюза,
где исследовательский центр Pew в 2011 году проводил опрос, сказали о
том, что не надо обязательно верить в Бога для того, чтобы быть
моральным человеком, тогда как среди американцев только 46%
придерживаются подобной точки зрения.
В рамках того же
проведенного в 2011 году опроса христианам в Америке и в восьми
европейских странах был задан вопрос о том, с чем они себя
идентифицируют в первую очередь - с государством или со своей религией?
Американцы разделились поровну: 46% сказали, что сначала они думают о
себе как об американцах, и 46% ответили, что они чувствуют себя в первую
очередь христианами. В семи из восьми европейских государств
большинство христиан идентифицируют себя прежде всего со своим
государством. Только 8% французских христиан, например, заявили о том,
что они в первую очередь воспринимают себя как христиане.
Индивидуализм
также продолжает отличать американцев от европейцев. Большинство
американцев полагают, что отдельный человек во многом контролирует свою
судьбу, и только 36% из них согласны с мнением, что «успех в жизни
определяется преимущественно теми силами, которые мы не способны
контролировать». Вместе с тем, половина и даже больше жителей Германии,
Франции и Испании согласны с этим мнением.
То есть, европейцы
верят в наличие совершенно других отношений между личностью и
государством. Если задать вопрос, что важнее: чтобы каждый человек был
свободен преследовать свои цели без вмешательства со стороны государства
или чтобы государство играло активную роль в обществе и гарантировало
отсутствие нуждающихся, - то 58% американцев выберут первый вариант. В
то же время большинство людей в Западной и Восточной Европе считают, что
отсутствие нуждающихся является более важным приоритетом.
Разумеется,
даже по таким фундаментальным ценностям мнения могут меняться, и они
меняются, а ценностный разрыв сокращается. Американцы, например, сегодня
не так убеждены, как раньше, в своем культурном превосходстве. В 2002
году шесть из десяти опрошенных жителей Соединенных Штатов согласились с
мнением о том, что «наши люди несовершенны, но наша культуры
превосходит другие». В 2011 году только 49% американцев придерживались
подобной точки зрения, и это намного ближе к уровням, типичным для
Европы.
В общественном мнении по поводу гомосексуальности
также произошли значительные изменения. Количество американцев,
считающих, что общество должно принять гомосексуальность, выросло с 49% в
2007 году до 60% спустя всего четыре года. Это все равно существенно
ниже того уровня одобрения, который отмечается в Европе: восемь из
десяти опрошенных в Испании, Германии, Франции и Британии считают, что
гомосексуальность следует принять, однако разрыв и здесь явно
сокращается. Недавнее одобрение законодательных инициатив относительно
равенства браков в четырех американских штатах свидетельствует о том,
как быстро меняется отношение общественного мнения к этому вопросу.
Более
того, молодые американцы в своих взглядах по этим вопросам все больше
становятся похожими на своих сверстников по ту сторону Атлантики.
Примерно семь из десяти американцев моложе 30 лет считают, что
гомосексуальность следует принять и только 37% полагают, что их культура
превосходит другие. Таким образом, молодые американцы в значительно
большей степени, чем их более взрослые соотечественники, готовы
согласиться с тем, что государство не должно допускать появления
нуждающихся. Если подобные тенденции продолжатся и распространятся на
другие вопросы, то ценностный разрыв в какой-то момент может исчезнуть.
Однако в обозримом будущем существующие различия, скорее всего, будут
сохраняться независимо от того, кто занимает Белый дом.
|