Газета "Наш Мир" br>
Минобороны РФ продолжает плановую работу по формированию института военного духовенства
Видимо, неспроста на последних слушаниях при участии духовенства и
представителей Минобороны в Общественной палате вспомнили о том, что в
воинских частях на Дальнем Востоке, служит немалое число бурят и
тувинцев, нуждающихся в духовном наставничестве.
Протоиерей Димитрий Смирнов (ответственный за взаимодействие
патриархии и силовиков) и его "коллеги" испытывали явное воодушевление
после пятничной встречи Сергея Шойгу с патриархом Кириллом, на которой,
в том числе, было решено до конца декабря представить кандидатуру
замминистра обороны по работе с верующими. Предполагается, что этот же
зам – православный священник, будет и личным духовником Шойгу.
"Минобороны РФ продолжает плановую работу по формированию института
военного духовенства, утверждена структура органов по работе с верующими
военнослужащими, в том числе должности помощников командиров по работе с
верующими, – отчитывался временный и.о. начальника главного
управления Минобороны России по работе с личным составом Михаил Смыслов.
– Уже можно сказать, что первый этап становления института военного
духовенства завершен". Заметим, что полковник Смыслов занял свой пост
совсем недавно. 2 ноября его предшественник генерал-майор Сергей Чварков
лишился своей должности – как сообщил агентству "Интерфакс-АВН"
анонимный источник, генерал был "освобожден от должности за
безынициативность, неспособность в короткие сроки организовать
эффективную работу главка".
"Армия – организм специфический", – заметил полковник Смыслов, и
пояснил: священники, прежде чем приступить к исполнению своих прямых
обязанностей, проходят специальный тренинг (ближайший состоится в
будущем году в Екатеринбурге на базе Центрального военного округа).
Кандидаты на пост зама командира "по духовной части" тщательно
отбираются – каждого персонально согласовывают с Московской патриархией,
с духовными управлениями мусульман, Традиционной буддистской сангхой
России или раввинатом.
Однако результаты всех этих духовных реформ пока не производят
сильного впечатления даже на само духовенство. Как отчитался начальник
управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Борис
Лукичев, сейчас на более чем миллионные Вооруженные силы всего "30
православных священников и два муллы"."Из 240 мест, зарезервированных
для священников в армии, занято только 22!", – с неудовольствием
констатировал о. Димитрий.
Речь, впрочем, идет о тех священнослужителях, которые числятся в
армейском штате. "Внештатных" православных священников и служителей
других религий, время от времени посещающих своих "единоверцев в
погонах", на порядок больше.
Борис Лукичев привел данные опросов за 2012 год, судя по которым
"армия у нас православная", и этот процесс идет по нарастающей.
Верующими себя назвали 79% военнослужащих, из них православных – 67%.
10% причислили себя к мусульманам.
Протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по
взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
– Наши оппоненты говорят: а как же принцип светскости государства?
Вот, например, США – страна и многоконфессиональная, и светская, и
церковь там отделена от государства, но почему-то в армии там капелланы
есть, как и практически во всех армиях мира, за исключением разве что
Северной Кореи (где, впрочем, своя религия – коммунизм). Например, в
Румынии священники служат в таких же рясах, как и у меня, только эти
рясы защитного цвета. В Словении институт капелланов ввели сразу же
после получения независимости, даже не успев известить о своем решении
Папу Римского.
Но почему-то у нас даже те нормы, которые мы принимаем как кальку с
мирового опыта, вызывают возмущение у части общественности. Вызывало и у
нашего предыдущего министра, дай ему бог доброго здоровья. Три с
половиной года ушами хлопали!
Солженицын ввел в русский литературный язык такой термин – "туфта".
Так вот, мы не хотим, чтобы институт военного духовенства был туфтой –
назначим два десятка священников, трех мулл, и будем показывать их по
телевизору, чтобы публика была довольна. Если для нас это какое-то
странное пожелание начальства (как это было для Анатолия Сердюкова), то
нужно саботировать процесс как только можно, упираясь ногами и локтями.
Некоторых удивляет: что религиозные организации делают в армии? Да
очень просто – мы не можем бросить на произвол судьбы наших крещеных
ребят.
Раис Измайлов, проректор по учебно-воспитательной работе Московского исламского университета
– К нам – и в университет, и в духовное управление мусульман, часто
обращаются с просьбами помочь в разрешении конфликтов, которые
возникают в тех воинских частях, где какой-то процент составляют
мусульмане. Это не секрет, и об этом часто писали СМИ – были конфликты
между мусульманами-военнослужащими и руководством, и возникали они, как
правило, на почве непонимания, незнания исламской традиции. Мы
направляли в части имама, который ведет испытательную работу, по
окончании которой военнослужащие-мусульмане понимают, что служить по
уставу, выполнять определенные правила, не допускать дедовщины. Мы же
готовы проводить курсы для офицеров, которые отвечают за воспитательную
работу, но зачастую не знают, как работать с мусульманами. Были случаи,
когда мусульмане не выполняли какие-то уставные правила, ссылаясь на
Коран – например, говорили: "В Коране написано, что мужчина не должен
мыть полы, это не мужская работа". А если бы офицер-воспитатель знал,
что на самом деле в Коране ничего подобного не говорится, то эта "ссылка
на первоисточник" не помогла бы.
Два священнослужителя-мусульманина в армии этого, разумеется,
недостаточно. Хотя будет сложно подготовить большое количество "штатных"
священнослужителей, но руководство воинских частей могло бы быть на
постоянной связи с местными религиозными организациям, дабы конфликт был
разрешен оперативно.
Раввин Арон Гуревич, руководитель отдела по взаимодействию с
Вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями Федерации
еврейских общин России
– Наша общая задача – сформировать рекомендации, которые пойдут в
Министерство обороны, в другие ведомства. Замечу, что отчего-то не
обсуждается вопрос о капелланах во Внутренних войсках, в системе МВД.
Действительно, при военных округах созданы отделения по работе с
верующими военнослужащими. Недели три назад я общался с начальником
такого отделения в ЗапВО – к сожалению, повод был не очень веселый: речь
шла об отдании последних почестей солдату иудейского вероисповедания,
погибшего при исполнении обязанностей на полигоне. Мне помогли связаться
с московским военкоматом, откуда был призван этот солдат.
Так что делается очень многое, но этого пока недостаточно. Нужен
дифференцированный подход к этническому составу того или иного
подразделения – например, необходимо учитывать, что в Южном военном
округе служит много мусульман. И чем больше будет проработана
материальная и социальная база для военных священнослужителей, тем
больше мы получим хороших кадров.
|