Газета "Наш Мир" br>
Как только под конец ноября ударили страшные сибирские морозы,
появилось желание написать о самом важном для предпринимателя – о
лидерстве.
За свою долгую предпринимательскую карьеру я поняла о себе и об
окружающих очень многое. Что-то я усвоила довольно рано, а что-то
слишком поздно. В итоге, у меня получился определённый «катехизис
руководителя», которым я хотела бы поделиться с участниками сообщества:
1) Не надо слишком активно винить людей. Работники могут не
соответствовать моим ожиданиям, контрагенты могут припоздниться.
Самобичеванием заниматься тоже не стоит – но нужно отдавать себе отчёт в
том, что довольно часто ошибки окружающих людей являются следствием
нашей невнимательности. Лучше заморочиться сейчас и вежливо позвонить до
наступления дедлайна, чем кричать, когда будет слишком поздно.
2) «Встречают по одёжке — провожают по уму». Можно потратиться на
офис в центре города с сногсшибательной секретаршей — но единственный и
главный аргумент в вашу защиту – это ваш профессионализм и
квалификация. Нет этого — не поможет ничто. Нарабатывайте навыки вместо
того, чтобы увеличивать рекламный бюджет. Однако, и о внешнем виде
забывать не стоит.
3) Не перебивайте собеседника, кем бы он ни был. Можно не иметь ввиду
ничего плохого, но люди реально обижаются на это. Выслушайте всё — а
потом задавайте им вопросы по теме. Они будут вам за это страшно
благодарны внутри себя и охотнее будут следовать вашим рекомендациям
впоследствии — ведь вы «умеете слушать».
4) Не жалуйтесь на жизнь. Да, сказать проще чем сделать, но если
что-то не получается — не тратьте время на жалобы, потратьте это время
на то, чтобы исправить положение. Ситуация может и не исправиться — зато
вы себя будете чувствовать однозначно лучше. И проделывайте то же
самое с окружающими: они заплачут все ваши жилетки, если дать им волю,
лучше мотивируйте их «побиться об лёд» — КПД в любом случае будет выше.
5) Даже в малом бизнесе со всеми аспектами функционирования
предприятия не управиться. Если пытаться контролировать на работе всех и
вся — как это ни парадоксально, будет только хуже. Лучше выделяйте
самых способных сотрудников и делегируйте им часть своих полномочий (в
разумных пределах, разумеется). Йозеф Акерманн не бегал с шашкой по
главному офису Deutsche Bank — почему мы должны?
6) Не критикуйте окружающих без нужды (то есть, если этого не требуют
условия трудового договора или поставленная рабочая задача). Скорее
всего, вы умнее, образованнее и во много раз круче. Но окружающие этого
всё равно не оценят, а на работе это может дать резко отрицательный
эффект: у вас будут только безынициативные исполнители.
7) В продолжение пункта о критике — не проповедуйте. Это, как мне
кажется, самое сложное. Чем старше и умнее вы становитесь — тем острей
становится желание учить окружающих жизни. Вы можете быть правы на все
100%, но люди всё равно вас не будут слушать — так уж устроен человек.
Не уподобляйтесь же советскому государству и не лезьте в жизнь людей с
лекциями — пусть и дальше пребывают в своих общественно неопасных
заблуждениях ровно до того момента, когда это начнёт соприкасаться с
работой.
8) Не «грузитесь» насчёт своих ошибок. Это примерно как в пункте
четвертом – но только когда уже слишком поздно и исправить ситуацию
нельзя. Это очень опасная ментальная ловушка — сидеть и сожалеть «а что,
если бы я тогда изменил эту незначительную деталь и всё сложилось бы
иначе...». Лучше посидеть, подумать над ошибками и сделать выводу —
чтобы следующую «незначительную деталь» в будущем не пропустить.
9) Если что-то не получилось — то всё становится действительно плохо
только тогда, когда вы садитесь и начинаете сожалеть. Бараний оптимизм —
это другая крайность, но на случай неудач лучше держать в голове
поговорку английских футбольных хулиганов «Если ты дрался – то уже не
проиграл».
Следование этим правилам точно сделают вашу жизнь приятнее, а бизнес жизнеспособнее и крепче.
|