В сентябре этого года профессор Гарвардского университета Карен Кинг (Karen King) обнаружила фрагмент Евангелия, который она назвала «Евангелием от жены Иисуса». Этот кусок папируса наделал много шума, и вновь возник вопрос о том, что нам известно об историческом Иисусе из Назарета, а также о том, могут ли Евангелия, не включенные в Новый Завет, являться источниками ценной информации. Трудно найти более подходящие по времени вопросы, так как наступает период, когда мы отмечаем Рождество Христа.
Этот фрагмент представляет собой всего лишь небольшой кусочек папируса – размером с кредитную карточку, - и надпись на нем сделана на коптском языке – языке древнего Египта. Он содержит всего восемь неполных строк, и в одной из них Иисус произносит слова «моя жена». Сторонники теории заговора тут же заинтересовались находкой, как если бы это было откровение сверху, и стали говорить о том, что обнаруженный папирус подтверждает взгляды относительно матримониального статуса Иисуса, изложенные в неоценимом источнике – в книге Дэна Брауна «Код да Винчи» (The Da Vinci Code). Консервативно настроенные христиане активно выступают против подобного подхода и настаивают на том, что столь незначительный фрагмент папируса ничего не доказывает. Кинг и ее коллеги заняли позицию где-то посередине, и они считают, что этот документ датирован IV веком по Рождению Христа, то есть он появился спустя примерно 300 лет после Иисуса, когда уже все его родственники сошли со сцены, и поэтому найденный папирус способен лишь сказать нам о том, что более поздние христиане думали об Иисусе, а не о том, что на самом деле происходило в период его жизни.
Оказалось, что большинство экспертов по раннему христианству считают найденный фрагмент мистификацией, подделкой, произведенной недавно каким-то любителем, который, в отличие от Кинг и других ученых ее уровня, не очень хорошо знаком с особенностями грамматики коптского языка, и поэтому он не смог скрыть следы своего обмана. Окончательный вердикт пока еще не вынесен – нам еще предстоит узнать о результатах научного анализа чернил и понять, является ли обнаруженный папирус древним или современным. Но даже в том случае – что представляется весьма вероятным, - если этот текст является подделкой, мы, тем не менее, получаем напоминание о том, что из древнего мира до нас дошли Евангелия о Христе, в которых содержится информация, не совпадающая с широко распространенными представлениями.
В настоящее время, когда христиане во всем мире готовятся отпраздновать Рождество Христа, имеет смысл подумать о том, что большинство сведений из того, что является «общеизвестным» относительно родившегося в Вифлееме ребенка, нельзя обнаружить в официально признанных источниках, и данные об этом являются либо частью современного мифа, либо основаны на евангельских свидетельствах, находящихся за пределами священных границ Святого Писания христиан. Несколько очевидных примеров: нигде в Библии нет указаний на то, в каком году Иисус появился на свет, или на то, что он родился 25 декабря; в них нет указаний на то, что рядом с яслями Иисуса находились вол и осел; там не говорится о том, что именно три волхва (а не 7 и не 12) посетили место Его рождения.
На протяжении многих веков большинство христиан черпали информацию о рождении Христа не из Нового Завета, а из популярных сочинений, которые официально не были признаны Священным Писанием. Одна из наиболее известных книг этого рода называется «Протоевангелие Иакова», которое было написано, судя по всему, в конце второго века, спустя столетие после канонических Евангелий, и поэтому, соответственно, намного меньше вероятность того, что такого рода сочинение содержит более точную историческую информацию. Однако христиане на протяжении средних веков мало интересовались исторической достоверностью – они любили разного рода истории и получали удовольствие от их содержания, и особенно это относилось к тем сочинениям, в которых что-нибудь говорилось о появлении Сына Бога в дольнем мире.
Во многих отношениях появление Протоевангелия Иакова связано с желанием узнать подробности о жизни матери Иисуса – Пресвятой Девы Марии. В первую очередь всех интересовал вопрос о том, почему именно она была выбрала для того, чтобы родить Сына Бога? И именно из этого рассказа мы впервые узнаем о чудесном рождении самой Марии. Там говорится о том, что ее мать Анна была бесплодна, однако Господь милостиво позволил ей зачать. Когда родилась Мария, ее мать посвятила новорожденную дочь Богу и превратила спальню девочки в настоящее святилище, в котором она жила вдали от тлетворных мирских влияний первые три года своей жизни. Ее родители отвели Марию в Храм Господа в Иерусалиме, где ее воспитанием занимались священники, а кормил ее каждый день ангел, посланный с неба. Когда она приблизилась к периоду половой зрелости, священники нашли для нее опекуна с помощью своего рода вдохновленной Богом лотереи, и эта работа досталась престарелому вдовцу Иосифу, который сначала отказался взять на себя ответственность, но затем священники смогли его убедить, сказав ему, что Бог не примет слова «нет» в качестве ответа. И по сей день миллионы христиан считают Иосифа пожилым человеком, а Марию – молодой девушкой (вспомните все эти картины о путешествии святого семейства в Вифлеем или о Рождестве). Они также верят в то, что «братья» Иисуса (в том числе Иаков, предполагаемый автор апокрифического текста) были на самом деле сыновьями Иосифа от предыдущего брака. Все это сведения не из Библии, а из Протоевангелия Иакова.