Газета "Наш Мир" br>
Выступая в прошлый четверг в Дублине перед группой правозащитников во
время конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ), госсекретарь Хиллари Клинтон, по сути дела, озвучила смертный
приговор перезагрузке в российско-американских отношениях. Комментируя
российские предложения о создании Евразийского союза в составе России и
прочих бывших советских республик, она прямо назвала данный план «новой
попыткой советизации региона» и сказала, что Соединенные Штаты «пытаются
выработать эффективные способы замедления или предотвращения данного
процесса».
Учитывая то, что предложение о создании
Евразийского союза лежало в основе внешнеполитической платформы
российского президента Владимира Путина, которую он изложил перед
президентскими выборами, трудно понять, каким образом Вашингтон намерен
противодействовать данной инициативе, сохраняя при этом сотрудничество с
Москвой в других областях. В своей написанной в октябре прошлого года
предвыборной статье Путин назвал укрепление интеграции на новой
политической и экономической основе между Россией и ее соседями
настоятельной необходимостью нашей эпохи. Евразийский союз, который
Путин надеется создать уже в 2015 году, будет строиться на базе
существующего Таможенного союза между Россией, Казахстаном и
Белоруссией, а за образец при его формировании будет взят Евросоюз.
Правящая партия «Единая Россия» поддержала данный проект, отметив, что
Евразийский союз «должен сблизить страны, которые исторически и
культурно близки к России, и которые лояльны российским интересам».
Хороша
ли идея создания Евразийского союза для России и для других стран на
постсоветском пространстве – это тема для отдельных дебатов. Но ясно то,
что Путин, а также некоторые другие региональные лидеры, такие, как
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, считают Евразийский союз
необходимым объединением для заполнения вакуума, возникшего в связи со
срывом европейского проекта на западе и с усилением Китая на востоке. С
точки зрения России, «новый ЕС» предназначен для того, чтобы
предотвратить фактическое расчленение территории бывшего Советского
Союза на европейскую и китайскую сферы влияния. Евразийский союз призван
стать «одним из глобальных полюсов власти, соединяющим Европу и
Азиатско-Тихоокеанский регион». А предлагаемая система управления союзом
сделает Россию лидером, и в этом качестве она будет определять
направление его движения, обеспечивая Москве роль «дирижера» в
евразийском хоре государств.
Разногласия
России и США по широкому кругу вопросов, начиная с Сирии и кончая
противоракетной обороной, основаны на разных представлениях о жизненно
важных интересах. Однако в итоге все равно можно продумать
дипломатические компромиссы по тем вопросам, в которых обе страны могут
прийти к согласию.
Евразийский союз - это другое дело. Не
исключено, что Россия по-новому взглянет на полезность и выгодность
данного блока, придя к выводу, что его недостатки перевешивают
потенциальные преимущества, или что Россия и прочие потенциальные члены
союза, начиная с Казахстана, не сумеют договориться о структуре
предлагаемого объединения. Если русские сами придут к заключению, что
Евразийский союз - это нежизнеспособный внешнеполитический проект, то
противодействие ему со стороны Соединенных Штатов не будет иметь
длительных последствий для двусторонних отношений. Однако если Россия
решит добиваться создания Евразийского союза, а Соединенные Штаты
попытаются противостоять реализации данного проекта, то неизбежно
возникающие в таком случае трения не смогут не оказывать негативное
воздействие на российско-американские отношения в целом.
Часть
проблемы, на которую указывает Дмитрий Тренин, состоит в том, что
правительство США враждебно относится ко «всякому усилению российского
влияния на постсоветском пространстве – будь это экономическое,
культурное или любое другое влияние». В прошлом такую неприязнь к любым
проектам региональной реинтеграции под руководством России удавалось
смягчать в плане их воздействия на двусторонние отношения, потому что
сама Россия была слаба и не могла претворять в жизнь свои евразийские
мечтания, а также потому что Евросоюз и НАТО предлагали постсоветским
государствам реальную перспективу полноправного членства в этих
евроатлантических организациях. Однако сегодня дальнейшее расширение ЕС и
НАТО в восточном направлении в повестке дня не стоит, а экономический
кризис в самой Европе заставил померкнуть глянец членства и его
привлекательность для некоторых евразийских государств.
Заявления
Клинтон в Дублине не привлекли к себе особого внимания в Вашингтоне,
хотя Москва, Астана, Киев и прочие постсоветские столицы пристально за
ними следили. Однако они создали серьезные проблемы, ибо, открыто заявив
о том, что Соединенные Штаты рассматривают способы активного
противодействия возникновению Евразийского союза, Клинтон создала
впечатление, будто США готовы предоставить конкретную альтернативу
постсоветским странам в сфере безопасности и экономики в качестве
стимула, чтобы те не слушали зазывные песни Москвы. В этом всегда
заключалась главная слабость американского подхода: США на словах
активно противостоят российским предложениям о сближении Москвы и ее
соседей, но на деле не предлагают этому региону почти никаких
альтернатив. Как я отмечал четыре года назад и готов повторить сегодня,
«главное заключается в том, что ни Соединенные Штаты, ни Европа не
готовы предпринять мощные усилия, которые необходимы для вывода России
из центра евразийского экономического и политического притяжения».
Позиция
США, озвученная Клинтон, состоит в том, что Вашингтон не желает
возникновения Евразийского союза ни в какой форме, ни в каком виде. Но
поскольку процесс уже запущен, и экономические связи между Россией и
прочими постсоветскими государствами укрепляются, такая позиция кажется
нереалистичной. Вместо этого американским политическим руководителям
следует задать себе два вопроса. Во-первых, достаточно ли ценным
является предлагаемое Москвой сотрудничество по другим важным для США
вопросам, чтобы Вашингтон согласился на усиление влияния и контроля
России на евразийском пространстве? И во-вторых, возникнет ли угроза
фундаментальным интересам США, если Россия, Белоруссия, Казахстан и
Киргизия создадут институты на манер Евросоюза?
Если
ответы на первый и второй вопрос «да» и «нет» соответственно, то вполне
логичным было бы изменение американской позиции с переходом от полного
неприятия и противодействия любой форме евразийской интеграции к
процессу налаживания действенных форм защиты суверенитета отдельных
государств и к сохранению определенной меры открытости на евразийском
пространстве для стран, желающих поддерживать связи с Западом в вопросах
торговли и безопасности. Евразийский союз, являющийся просто более
развитой формой Таможенного союза, в котором свободно участвуют
постсоветские государства – отчасти в силу того, что свободные потоки
товаров, капитала и трудовых ресурсов по евразийскому пространству
экономически выгодны всем заинтересованным сторонам, не следует
рассматривать в качестве попытки насильственного воссоздания Советского
Союза.
Если
администрация Обамы займет более гибкую позицию, то она сумеет
урегулировать противоречия между российским стремлением к созданию
консолидированного евразийского пространства и американским желанием
сохранить независимость постсоветских государств. Но если изложенная
Клинтон в Дублине позиция является американским курсом на перспективу,
то это будет сферой конфликта между двумя странами, который, скорее
всего, раз и навсегда уничтожит перезагрузку.
Николас Гвоздев
– бывший редактор The National Interest, преподает в Военно-морском
колледже США (The U.S. Naval War College), часто комментирует вопросы
внешней политики в печатных и широковещательных СМИ. Изложенные в статье
взгляды представляют собой его личную точку зрения и могут не отражать
позицию ВМС США или американского правительства. Его еженедельная
колонка The Realist Prism выходит в WPR по пятницам.
|