Обозреватель Financial Times Гидеон Рахман перечислил пять главных, по его мнению, событий 2012 года, повлиявших на весь мир.
Первое событие - президентские выборы в США, результатом которых стало переизбрание Барака Обамы. "Если бы мы сейчас дожидались инаугурации Ромни, настроение было бы совсем другое", - поясняет автор. Однако, по его словам, в ближайшем будущем может оказаться, что место в этой пятерке должно было занять назначение Си Цзиньпина на пост генсека КПК (если он проведет ряд реформ).
Второе важнейшее событие года - конфронтация между Китаем и Японией за необитаемые острова в Восточно-Китайском море. Это зловещее предвестье, считает автор: "Отношения Китая с внешним миром уже много лет не были столь хаотичными, как сегодня".
В топ важнейших попали два события на Ближнем Востоке - затянувшаяся война в Сирии и победа Братьев-Мусульман в Египте. По словам автора, эти темы чрезвычайно волнуют весь мир, ведь никто не знает, что будет после падения режима Асада, зато победа Мурси на выборах в Египте продемонстрировала могущество "политического ислама". "В будущем году египетский - и арабский - либерализм еще более утратит свои позиции", - прогнозирует обозреватель.
Также в пятерку важнейших событий попали усилия главы ЕЦБ Марио Драги по урегулированию кризиса еврозоны. В 2012 году от "старой Европы", похоже, зависела судьба мировой экономики, а "Драги разрядил остроту кризиса".
Кроме того, по мнению Рахмана, значение следует обратить еще на несколько моментов. К примеру, супершторм Сэнди вынудил американских политиков вспомнить о теме климата, а бойня в средней школе Сэнди Хук в Коннектикуте заставила вернуться к вопросу о праве на ношение оружия в США.
И несколько событий из личного опыта самого Рахмана: из разговоров о политике ему наиболее запомнился спор китайских интеллектуалов о пригодности либеральной демократии для Китая, а "самое поразительное событие, которое я наблюдал своими глазами, - массовый антипутинский марш в Москве".