Газета "Наш Мир" br>
Последние десять с лишним лет внимание международного сообщества в
плане безопасности было обращено на регион Ближнего Востока. Ситуация
там по-прежнему остается тревожно нестабильной. Однако, как очевидно из
стратегического возвращения США в Азиатско-Тихоокеанский регион, в
последнее время условия безопасности в этом регионе становятся все более
нестабильными и вызывают растущее беспокойство. Япония как
демократическая страна Азии вносит свой вклад в дело мира и процветания
всего мира, основываясь на союзнических отношениях с США.
Вслед
за президентскими выборами в США, в Китае тоже появилось новое
руководство. Для Японии отношения с Китаем, нашим соседом, являются
одними из самых важных двусторонних отношений. Правительство Японии
намерено развивать отношения с новым руководством КНР.
С другой
стороны, напряженность между двумя странами в связи с островами Сэнкаку -
это факт. Как уже сообщалось в СМИ, по всему Китаю прошли
крупномасштабные антияпонские демонстрации; японские компании
подверглись нападениям, ущерб от которых на данный момент составляет
более 100 млн. долларов США.
Несмотря на такую ситуацию, Япония с
самого начала последовательно реагирует в спокойном ключе и в
дальнейшем намерена с широких перспектив продвигать «взаимовыгодные
отношения на основе общих стратегических интересов» с Китаем. Кроме
того, Япония уже не раз заявляла, что развитие Китая - это шанс для
всего международного сообщества, включая Японию. Эта позиция не
изменится.
У нас, стран АТР, вызывают тревогу действия Китая в
морской сфере. В докладе Ху Цзиньтао на 18-м съезде Коммунистической
партии Китая был ясно заявлен курс на твердую защиту своих прав и
интересов в море и стремление стать морской державой. Не одна Япония
желает, чтобы это осуществлялось в соответствии с нормами международного
права и в гармонии с соседними странами. Однако ситуация, которая в
реальности сложилась в Южно-Китайском море и вокруг островов Сэнкаку,
вызывает беспокойство. Похоже, Китай пытается сделать постоянной
практикой отправку судов в эти морские районы в сочетании с другими
попытками изменить статус-кво с помощью угроз.
На съезде партии
Ху Цзиньтао также заявил, что «Китай выступает против всех видов
гегемонии, силовой политики и никогда не будет стремиться ни к
гегемонии, ни к экспансии». Япония приветствует эту позицию и очень
надеется, что Китай будет демонстрировать эту политику и тем самым
успокоит соседние страны реальными шагами. В этом контексте ясно, что
нынешняя ситуация вокруг островов Сэнкаку поднимает вопросы не о прошлом
каких-либо стран, а о будущем нашего региона.
Пользуясь случаем, хотел бы ответить на некоторые вопросы, которые часто поднимаются людьми, обеспокоенными нынешней ситуацией.
Во-первых, зачем правительство Японии в сентябре приобрело три из островов Сэнкаку?
Цель
состояла в том, чтобы свести к минимуму негативное влияние на
японо-китайские отношения. Как исторически, так и с точки зрения
международного права нет сомнений в том, что острова Сэнкаку являются
исконной территорией Японии. В апреле этого года губернатор префектуры
Токио Синтаро Исихара объявил о своих планах купить острова Сэнкаку и
возвести там сооружения. Приобретение трех островов было единственной
реальной и лучшей альтернативой этим планам, которая была доступна
правительству Японии, для того чтобы защитить японо-китайские отношения.
Данная
мера правительства заключается всего лишь в переходе права
собственности в соответствии с внутренним законодательством Японии: это
право, принадлежавшее государству до 1932 года, вновь перешло к нему от
частного владельца.
Мы сожалеем, что из-за разницы между двумя
странами Китай не полностью понимает, как функционируют «отношения между
центральным правительством и муниципальными органами власти» и как
«обеспечивается частная собственность».
Во-вторых, пытается ли правительство Японии отрицать международный порядок, сложившийся после Второй мировой войны?
Абсолютно
нет. После Второй мировой войны Япония как миролюбивое государство
последовательно вносила и вносит значительный вклад в дело мира и
процветания Азии. Это национальная политика Японии, которая активно
поддерживается японским народом, и в будущем она не изменится. Согласно
опросам общественного мнения, ежегодно проводимым Всемирной службой
Би-би-си (BBC World Service) для оценки влияния различных стран на
остальной мир, Япония постоянно высоко оценивается как страна,
«оказывающая положительное влияние на мир».
В совместном
заявлении, опубликованном в ходе визита председателя КНР Ху Цзиньтао в
Японию в 2008 году, Китай сам заявлял: «Китайская сторона позитивно
оценивает тот факт, что Япония в течение более 60 послевоенных лет
твердо придерживается курса мирного государства и вносит вклад в мир и
стабильность во всем мире с помощью мирных средств».
В качестве
первого шага после войны Япония заключила Сан-Францисский мирный договор
с 48 странами, включая США. Этот договор является важной составной
частью послевоенного международного порядка, однако правительство КНР
считает его «незаконным и недействительным». Кроме того, Китай, пытаясь в
одностороннем порядке изменить статус островов Сэнкаку, определенный
Сан-Францисским мирным договором, в 1992 году принял закон о
территориальных водах и прилегающей зоне, который считает эти острова
китайской территорией. Так кто же отрицает послевоенный международный
порядок – Япония или Китай?
В-третьих, почему правительство Японии не передает этот вопрос в Международный суд ООН?
Это
вопрос, который часто ошибочно задается Японии. Япония эффективно
управляет островами Сэнкаку на основе международного права, Китай же
бросает вызов этому статус-кво. Этот вопрос должен быть задан Китаю.
Япония
признает обязательную юрисдикцию Международного суда ООН. Китай ведет
на международной арене кампании в поддержку своих различных претензий,
поэтому ему, вероятно, следовало бы стремиться к их урегулированию на
основе международного права. Так почему же нет признаков того, что Китай
стремится передать этот вопрос в Международный суд, признав его
обязательную юрисдикцию?
В настоящее время японо-китайские
отношения стоят на большом перепутье. Нам необходимо вспомнить об
огромных усилиях, приложенных руководителями двух стран для того, чтобы
добиться нормализации отношений. Они решили установить «взаимовыгодные
отношения на основе общих стратегических интересов» и тем самым подняли
двусторонние отношения на более высокий уровень. Поскольку мы разделяем
общие стратегические интересы не только в двусторонних отношениях, но и в
различных сферах, мы обещали друг другу строить взаимовыгодные
отношения путем сотрудничества в каждой из этих сфер.
Мы не можем
идти на уступки в вопросах суверенитета. В то же время Япония, как
ответственный игрок международного сообщества, готова стабилизировать
отношения с Китаем. Мы надеемся на позитивную реакцию со стороны нового
руководства Китая.
|