Будем честны, прогнозы, публикуемые перед концом года технологическими компаниями и исследовательскими фирмами, - это, зачастую, слабо завуалированная реклама: вот главные тенденции следующего года, а вот наши продукты, которые — сюрприз, сюрприз! — как будто специально предназначены для того, чтобы эти тенденции могли приносить вам деньги.
Однако I.B.M. относится к этому предновогоднему ритуалу иначе. Она просит своих ведущих исследователей со всего мира предложить список из пяти технологий, которые, скорее всего, значительно продвинуться в ближайшие пять лет. Компания называет такие списки, последний из которых был опубликован в понедельник, Five in Five («Пять на пять»). В этом году упор делался на инновации в области компьютерного распознавания осязательной, зрительной, слуховой, вкусовой и обонятельной информации.
Сенсорные технологии, возможно, помогут смартфонам и планшетам будущего стать воротами в мир тактильных ощущений. Технологии тактильной обратной связи, инфракрасные технологии и технологии чувствительности к нажатию, по мнению исследователей, должны позволить пользователю, проведя пальцем по экрану, ощутить, например, текстуру ткани. Осязательные ощущения могут быть переданы в виде уникального набора вибраций. Получается нечто вроде тактильной версии отпечатков пальцев или картины речевых сигналов. Разные схемы вибрации помогут смоделировать, скажем, разницу в ощущениях от шерсти, хлопка и шелка.
Вице-президент I.B.M. по инновациям Бернард Мейерсон (Bernard Meyerson) считает будущие сенсорные инновации ключевым компонентом для развития того, что он назвал, когнитивными компьютерными технологиями. Речь идет о том, что у компьютеров будущего появятся способности – на свой лад - чувствовать, приспосабливаться и обучаться.
Эта идея, разумеется, давно носится в воздухе— ученые не первое десятилетие занимаются проблемами искусственного интеллекта. Однако сейчас у I.B.M. и других компаний есть целых две причины всерьез относиться к перспективам когнитивных компьютеров. Во-первых, эта цель становится все более достижимой технологически, что конечно не отменят серьезных препятствий. О соответствующем проекте I.B.M. я писал в прошлом году.
Во-вторых, сравнительно скоро достигнуть ее будет просто необходимо. Когда я спросил д-ра Мейерсона, зачем тратить время исследователей на пятилетние прогнозы, он ответил, что это помогает сфокусировать мысль, и лаконично, как полагается «технарю», добавил: «Все просто - семь нанометров».
Д-р Мейерсон, защитивший диссертацию по физике твердого тела, имел в виду физическое ограничение ширины интегральной полупроводниковой схемы – размер, меньше которого ее невозможно сократить. (диаметр человеческого волоса составляет, приблизительно, 80 000 нанометров.) Сейчас размер самых продвинутых микросхем составляет 22 нанометра. Затем будут 14 нанометров, затем 10, а затем 7, считает исследователь.
«Еще три цикла, и в целом возможности кремния в области повышения производительности будут исчерпаны, - заметил он. – Придется менять архитектуру, использовать другой подход».
«Когнитивный компьютер нужно будет, скорее, обучать, чем программировать», - утверждает д-р Мейерсон.
Если этот путь не окажется тупиковым, машины начнут лучше осознавать мир. Сейчас компьютер имитирует человеческий интеллект с помощью грубой силы – собирает огромное количество информации и ищет статистические модели, позволяющие определить конкретные слова, образы, биологические вещества и химические соединения.
Однако, по словам д-ра Мейерсона, когнитивному компьютеру будет «не нужно вдаваться в мелкие подробности, он сможет просто видеть то, что интересно. Это уведет компьютеры очень далеко от того, как они работают сейчас».
Он привел пример из области сенсорики: если такому компьютеру дадут два образца белого порошка – сахар и соль, «он сможет понять вкусовое различие, не делая точного химического анализа».
Теоретически когнитивные компьютеры, переняв некоторые принципы работы у человеческих мозгов, смогут обеспечить большую экономию энергии. Компьютер I.B.M. «Ватсон» (Watson), победивший в прошлом году на телешоу «Jeopardy», - умная машина, которая оказалась способна обыграть своих соперников-людей. Однако потребляет этот компьютер 85 000 ватт энергии. Человеческому мозгу требуется всего 20 ватт.
«Нам нужно сделать наши машины намного энергоэффективнее», - утверждает д-р Мейерсон.