В Москве прошли сразу три саммита стран постсоветского пространства.
В Москве вчера прошли сразу три интеграционных саммита стран постсоветского пространства: ОДКБ, Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего Евразийского экономического совета – высшего органа Таможенного союза (ТС). Итог проводимой Россией политики «собирательства земель» можно выразить следующим уравнением: минус Узбекистан, плюс Киргизия и Таджикистан.
Сначала в Кремле прошло заседание глав государств ОДКБ. Наиболее резонансным пунктом повестки дня этого саммита стало исключение из организации Узбекистана. Еще летом этого года Ташкент направил в штаб-квартиру заявление о намерении приостановить свое членство в ОДКБ, считая, что эта организация все более склоняется к принятию решений не на базе консенсуса, а большинством голосов. Но о полном выходе из организации хитрый Ташкент не заикался, сохраняя тем самым для себя право в дальнейшем ветировать решения, одобренные остальными членами ОДКБ. Ранее Узбекистан уже временно приостанавливал свое членство в ОДКБ, но в 2006 году, после обострения его отношений с Западом, запросился туда вновь и был тут же восстановлен в правах. На этот раз, похоже, Ташкент тоже хотел оставить себе эту лазейку.
Однако остальные члены ОДКБ посчитали, что такой статус Узбекистана их не устроит, и, можно сказать, попросту выгнали его из ОДКБ. Эту солидарную позицию доходчиво расшифровал вчера Александр Лукашенко. «Мы сегодня приняли это решение, согласились с их просьбой и приостановили членство Узбекистана в ОДКБ», – заявил президент Белоруссии. «Мы договорились, что никаких послаблений при вступлении в Организацию, в том числе этого государства, больше не будет», – подчеркнул Лукашенко, напомнив о необходимом перечне документов и процедур, которые требуются для оформления членства. «Подписали все документы, ратифицировали, стали они законом – милости просим в Организацию, она открыта... Это классика и условие для всех желающих вступить в эту организацию», – пояснил Лукашенко.
В результате такого решения ОДКБ лишилась одной из ключевых стран региона, что, конечно, не способствует росту потенциала этого военно-политического блока. Но зато ОДКБ окрепла организационно, поскольку сделала еще один шаг к союзу единомышленников.
Узбекистан же не стал особо расстраиваться и заверил министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который нанес вчера параллельный саммиту ОДКБ визит в Ташкент, что Узбекистан остается союзником России. Правда, ни для кого уже не секрет, что одновременно Ташкент довольно активно заигрывает с Соединенными Штатами, которые облюбовали Узбекистан в качестве своего ключевого форпоста в Центральной Азии после заявленного ими вывода войск из Афганистана.
Саммит ОДКБ, кстати, тоже не обошел вниманием тему предстоящего (далеко не факт, однако, что он будет материализован) «ухода» американцев из Афганистана: в Москве было принято соответствующее заявление ОДКБ. «В сфере военного сотрудничества первостепенное внимание предстоит уделять созданию надежного потенциала для активного отражения агрессии и любых других силовых акций против государств-членов», – говорится в заявлении лидеров ОДКБ, принятом по итогам заседания в Кремле. «На 2014 год намечен вывод войск НАТО из Афганистана. Это создает дополнительные проблемы. Мы все должны сегодня уже об этом думать», – пояснил журналистам после завершения всех трех вчерашних саммитов Владимир Путин.
На саммите ЕврАзЭС, который прошел вслед за встречей в рамках ОДКБ, главным вопросом было реформирование этого сообщества. Речь шла прежде всего о передаче части функций этой организации другим интеграционным структурам – Таможенному союзу и Евразийскому экономическому совету. Как пояснил советник российского президента Сергей Глазьев, с февраля этого года функционирует Евразийская экономическая комиссия – гораздо более демократичная по процедуре принятия решений структура, чем предыдущий орган управления ЕврАзЭС, в которой каждая страна – член сообщества имеет абсолютно равные права. «Мы выросли из «штанишек» ЕврАзЭС и превратились в успешную организацию (Таможенный союз)», – подтвердил следом Александр Лукашенко, напомнив, что в Таможенный союз уже просятся два новых участника – Киргизия и Таджикистан.
Иван Гладилин