Газета "Наш Мир" br>
Иногда цифры передают нечто невообразимое. В данном случае речь идет
об автомобилях, а именно об уровне продаж и расстоянии, которое было
преодолено на машинах. Впервые за многие десятилетия в развитых странах
снизились оба показателя.
В США рост количества пройденных милей
на одном автомобиле прекратился еще в 2004 году. В перерасчете на
человека стагнация началась еще в 2000 году. В Великобритании, Германии,
Франции и Японии показатели начали снижаться с 1990 года. Согласно
исследованию австралийского правительства, в 20 развитых странах
наблюдается стагнация или снижение количества пройденных километров
одной машины.
Итог вполне ясен: времена, когда автомобильное
движение на Западе все больше развивалось, остались в прошлом. Эксперты
дали название этому феномену - «Пик автомобильной эры» (Peak Car), в
котором обыгрывается понятие Peak Oil – «пик добычи нефти».
Этот
феномен отображает тенденцию к стремлению к большей мобильности. По
заказу компании по аренде автомобилей у частных владельцев Autonetzer
было проведено исследование «Peak Car: Новая жизнь автомобиля» (Peak
Car: Das Auto erfindet sich neu).
Молодежь отказывается от автомобилей
Исследование
выявило некоторые интересные факты, касающиеся Германии. С 2000 года
снижаются продажи автомобилей. Исключение составил 2009 года, когда в
результате введения премии за утилизацию автомобиля был искусственно
поднят уровень продаж. Вместе с тем, все больше людей предпочитают
общественный транспорт и велосипеды – особенно молодежь в возрасте до 24
лет.
Причиной тому является растущая урбанизация в Германии. В
городах с напряженным автомобильным движением и ограниченным количеством
парковочных мест на автомобиле уже вряд ли можно добраться быстрее до
пункта назначения, чем на других средствах транспорта. Средняя скорость
автомобильного движения в Берлине составляет 24 км/ч.
Возникает
парадоксальная ситуация. Активный и успешный рост количества автомобилей
во все большем количестве городов приводит к осознанному отказу от
использования автомобилей.
Еще одной причиной отказа от машины
стали значительно возросшие расходы. Обслуживание автомобиля между 2005 и
2011 годами выросло на 11 процентных пунктов. К тому же автомобиль
начинает терять свое значение. «Автомобиль уже не является показателем
статуса и становится простым средством пользования», - отмечают авторы
исследования. Почти треть немцев признали, что могли бы отказаться от
собственного автомобиля.
Люди хотят большей мобильности.
Возникает тенденция «деления одного автомобиля между несколькими
автомобилистами», создаются сообщества. В начале 2012 года 220 тысяч
автомобилистов в Германии пользовались 5600 машинами. В 1997 году было
только 20 тысяч автомобилистов на тысячу машин.
Развите стартапов
Феномен
Peak Car способствует развитию стартап-проектов под названием «Поделись
автомобилем», среди которых Flinc, Tamycа. Даже автопроизводители
Daimler и BMW, предлагают услуги Car2Go, DriveNow. «Бывший однажды
индивидуализированным и частным транспортным средством, автомобиль
становится общим средством передвижения», - говорится в исследовании.
Peak
Car оказал влияние и на политику. Вместо того чтобы сильнее
финансировать строительство дорог, больше средств выделяется на развитие
инфраструктуры общественного транспорта. Согласно австралийскому
исследованию, по одной полосе автобана за час проезжают 2,5 тысячи
машин. В поезде или электричке – 50 тысяч пассажиров в час.
В
любом случае феномен Peak Car пока распространен только в развитых
странах. В странах с переходной экономикой автомобиль продолжает свое
победное шествие. Согласно оценкам экспертов, к 2020 году количество
автомобилей по всему миру с сегодняшнего одного миллиарда возрастет в
два раза. Только в 2011 году стало на 60 миллионов больше автомобилей.
Однако в мегаполисах в странах с переходной экономикой, таких как Индия и
Китай, все больше уделяется внимания развитию метрополитена. Эти города
могут стать следующими кандидатами на отказ от автомобилей.
|