Никакого апокалипсиса, никакой вселенской катастрофы или конца света! В пятницу, 21 декабря, не будет конца света, и дело вовсе не в ошибке индейцев майя, а в ошибочных современных толкованиях тех, кто пытается идеализировать древнюю Мексику, преследуя псевдопатриотические цели, а также надеясь привлечь побольше туристов на местный рынок.
Именно так считают эксперты, опрошенные сотрудниками La Jornada. Они, в свою очередь, предлагают, чтобы огромный интерес, возникший в последние месяцы к майя, был направлен на серьезные научные исследования, на сохранение наследия этой и других американских культур.
Историк Альфредо Лопес Аустин поясняет, что некоторые из воззрений, существовавших в древней Мексике, поистине достойны восхищения, но это были их воззрения, соответствовавшие созданной ими картине мира. Пытаться применить их в наше время, независимо от того, хорошие они или плохие, является анахронизмом, причем иллюзорным и бесполезным.
Для американских культур, добавляет он, некоторые концы цикла означали риск конца света. Тем не менее, «нет сведений, указывающих на то, что именно эти убеждения присутствовали в столь часто упоминаемых сейчас пророчествах майя; другие народы, в частности, ацтеки действительно верили в конец света по истечении 52-летнего периода, именно так воспринимали время представители тех цивилизаций».
Лопес Аустин убежден в том, что многие наши нынешние ошибки вытекают из незнания истории, которая не представляет собой машину по производству героев и предателей, а является неоценимым средством создания общественного сознания. Знания нашей истории должны быть глубокими, без идеализации и упрощенного подхода. Либо мы думаем, либо поддаемся господствующему мнению. Либо мы сами управляем своей судьбой, либо превращаемся в послушных исполнителей чужой воли.
Необходимы глубокие знания
Подвергая критике идеализированную картину Мексики, основанную якобы на патриотических чувствах, а также на стремлении привлечь туристов, эксперт указывает на необходимость научных знаний о нашем прошлом, которые помогут нам раскрыть нашу социальную природу. Мы всегда были ведомыми. Сейчас нам необходимо самим принимать решения, касающиеся нашей судьбы, поскольку одним из главных путей укрепления наших демократических возможностей являются общественные науки.
В свою очередь, археолог Эмилиано Гальяга (Emiliano Gallaga), глава Центра при Национальном институте антропологии и истории в Чиапасе (Chiapas), считает, что в современном мире мы рассматриваем все через призму прагматизма и материализма, живем одним моментом. Культуры, существовавшие до испанской колонизации, в частности майя, воспринимали свое пребывание в мире как нечто временное, как переход, цикл.
Умирает материя, то есть наше тело, но не дух. Именно поэтому День Мертвых имеет столь большое значение в нашем коллективном сознании. Один из уроков этих цивилизаций заключается в том, что нам следует меньше беспокоиться в конце цикла, то есть в смертный час, и больше - во время самого пути, то есть во время нашей земной жизни.
Гальяга призывает людей ознакомиться с его идеями, понять их. Национальный институт антропологии и истории может всячески их пропагандировать, но если люди не воспримут их, то вся эта научно-исследовательская, просветительская работа, усилия по сохранению культурного наследия не приведут ни к какому результату. Таким образом, перед нами как учеными стоит задача сделать так, чтобы собранные знания стали доступны обычным людям.
Среди задач, стоящих перед Институтом на ближайшие месяцы, следует особо отметить дальнейшее изучение культурного наследия, его сохранение и восстановление. Мы должны сделать доступными музеи и всячески информировать о деятельности Института.
Почему? Потому что за его стенами господствует мнение о том, что мы тормозим развитие страны и населения. Необходимо во всеуслышание заявить о том, что Национальный институт антропологии и истории является не только старейшим заведением в области исследования, распространения и сохранения культурно-исторического наследия в мире, но и занимает передовые позиции в данных областях. Не во многих странах имеются такие институты, как наш.