Генеральная Ассамблея ООН приняла историческую резолюцию, признающую практику нанесения увечий женским гениталиям нарушением прав девушек и женщин. Члены ООН сочли, что женское обрезание отражает глубоко укоренившееся неравенство и представляет собой крайнюю форму дискриминации женщин.
Эта практика также нарушает права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, право быть свободным от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти. В мировом масштабе болезненные и вредные операции на половых органах перенесли от 100 до 140 миллионов девушек и женщин.
Калечащие операции на женских половых органах – таков официальный неудобоваримый термин. То, что за ним скрывается – не для слабонервных. Это целый ряд процедур: клитородектомия – частичное или полное удаление клитора; эксцизия – частичное или полное удаление клитора и малых половых губ, а порой и больших. Это не все. Еще есть инфибуляция – это когда в результате обрезания половых губ создается твердое кольцо, сужающее вход во влагалище. Каковы последствия этих манипуляций, больше похожих на средневековые пытки?
Объясняет Нафисату Диоп из Фонда ООН в области народонаселения: "Во-первых, это страшная боль, кровотечение, инфекция, вероятность бесплодия, кисты, нарывы, недержание мочи. У тех, кто подвергся операциям на половых органах, повышается риск кровотечений и гибели при родах. Увеличиваются шансы рождения детей с пониженным весом и смерти новорожденных".
"Женское обрезание" проводится, как правило, у девочек, начиная с раннего детства до 15-летнего возраста. Спрашивается: какие родители в здравом уме пошлют на такую унизительную и болезненную процедуру собственную дочь? Посылают – порядка 3 миллионов девочек ежегодно. Эта практика распространена во многих африканских странах, в ряде государств Азии и Ближнего Востока, а эмигранты привозят ее в Европу и Северную Америку. В этих культурах операции на женских гениталиях являются неотъемлемой частью воспитания девочек и подготовки их к замужеству.
Считается, что они подавляют либидо девушки, а значит, помогут устоять ей перед "незаконными" сексуальными отношениями – как до замужества, так и после. Например, девушка, у которой сужен вход во влагалище, не вступит в добрачную половую связь из страха боли и из боязни, что это обнаружится. В некоторых общинах верят, что удаление в кавычках "мужских" и "нечистых" частей тела поможет девушке сохранить "чистоту" и "скромность".
Экспертов ООН тревожит, что все чаще процедуры, для которых нет никаких медицинских показаний, проводят медики. Нафисату Диоп не согласна с теми, кто считает участие медработников "меньшим из двух зол": "Некоторые считают, что если эту операцию будут совершать медики в должных условиях, с использованием анестезии и стерильных инструментов, женщине будет легче ее перенести. Возможно, в таком случае удастся свести к минимуму какие-то последствия, например, боль, шок, кровотечение, смертельный исход. Но все признают, что даже если эту процедуру проведет медик, никуда не денутся риски, связанные с родами, а также негативное влияние на сексуальное поведение и на эмоциональное состояние".
По словам Элис Йохансон из ВОЗ, работники здравоохранения проводят порядка 18% калечащих операций на женских половых
органах:
"Это вызывает серьезную озабоченность, ведь медработники по сути дела способствуют нарушению прав девочек. Их участие придает этой процедуре легитимность и создает впечатление, что она безвредна или даже полезна для здоровья. Не говоря уже о том, что это подрывает глобальные усилия по искоренению подобной практики".
ООН объявила войну "женскому обрезанию" еще в 1997 году. И успехи есть. Нафисату Диоп объясняет, что среди подростков от 15 до 19 лет доля тех, кто перенес операции на гениталиях, значительно меньше, чем среди женщин старше 35-ти:
"Могу привести пример Эфиопии, где удалось добиться больших успехов: доля девочек, подвергающихся обрезанию, сократилась с 81 до 62%".
Нафисату Диоп признает, что все равно цифры – очень высокие. Ключ к успеху – просвещение населения, диалог с законодателями, лидерами общин, религиозными деятелями, родителями. Ну, а медикам, наносящим увечья девочкам, Нафисту Диоп напоминает о главной заповеди клятвы Гиппократа – "Не навреди!"