Россия и США в последние годы замедляют темпы сокращения своих стратегических ядерных вооружений и вкладывают значительные средства в их модернизацию. Такой вывод содержится в новом докладе "Усечение ядерных излишков; варианты дальнейших сокращений ядерных сил США и России", распространенном Федерацией американских ученых /ФАУ/. Автором данного исследования стал директор программы ядерной информации в ФАУ Ханс Кристенсен.
Ссылаясь на сведения, предоставляемые Россией и США общественности в рамках исполнения Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений нового ДСНВ/, он отмечает, что двусторонний процесс ядерного разоружения продолжается.
Однако имеющаяся информация также свидетельствует о том, что Россия и США, по всей видимости, "со все большей настороженностью" относятся к перспективам дальнейших сокращений СНВ, заявляет эксперт. По его утверждению, "сокращение/стратегических ядерных сил России и США/ замедляется", и "обе стороны теперь инвестируют огромные суммы денег в новые ядерные оружейные системы", предназначенные для постановки на боевое дежурство "ближе к концу столетия". "Если не будут предприняты новые сокращения /стратегических ядерных сил/ в одностороннем порядке или не будут достигнуты значимые соглашения в области контроля над вооружениями, то крупные ядерные силы сохранятся вплоть до далекого будущего", - предупреждает автор отчета.
В связи с этим он призывает Москву и Вашингтон активизировать процесс ядерного разоружения за счет "новых односторонних и двусторонних инициатив". Чтобы добиться этого, России и США необходимо "лучше уравновесить планы поддержания и модернизации своих ядерных сил с заявленной приверженностью сокращению" такого рода вооружений и обязательствами в этой сфере, убежден Кристенсен.
По его мнению, реализация заключенных в 2002 и 2010 годах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов и нового ДСНВ привела к тому, что ядерные доктрины России и США стали развиваться "асимметричным образом". Это к настоящему времени "начинает порождать вызовы для будущих сокращений" СНВ, полагает специалист. Как он поясняет, доктрина США предусматривает развертывание "большого числа средств доставки с уменьшенным количеством головных частей при сохранении большого числа боеголовок в хранилищах", а России, наоборот, - "меньшее количество средств доставки с максимально возможной погрузкой на них головных частей и сравнительно малым числом боеголовок в резерве". "Компенсация /этой/ существенной асимметрии и движет модернизацией /стратегических ядерных/ сил", - подытоживает Кристенсен.
Для того, чтобы переломить эту тенденцию, он, в частности, предлагает США сократить количество своих межконтинентальных баллистических ракет /МБР/ и атомных подводных ракетоносцев, несущих постоянное дежурство в водах мирового океана, значительно урезать число складируемых, но не утилизируемых, боеголовок. Россия же, со своей стороны, считает Кристенсен, могла бы размещать на своих МБР меньшее число разделяющихся головных частей с блоками индивидуального наведения, а также ограничить число МБР, размещаемых на новых атомных подводных лодках класса "Борей". В варианте производства с усиленным вооружением эти субмарины способны нести по 20 МБР.