Новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о необходимости ослабить курс иены до 90 иен против доллара, а также обвинил другие страны, в частности США и страны Европы, в действиях, которые приводят к укреплению других национальных валют против доллара и евро.
Таким образом, японский премьер-министр стал вторым официальным чиновником из стран G7 после главы Банка Англии Мервина Кинга, который заявил о том, что центральные банки различных стран могут быть втянуты в «валютные войны», которые усилят напряженность между странами, сообщает Wall Street Journal.
Абэ призвал Банк Японии противостоять трендам, которые, как он сказал, приходят из США и Европы, и добиться снижения курса национальной валюты до 90 иен за доллар. В начале торгов в Азии в понедельник стоимость доллара находилась на уровне 84,38 иен. По мнению Абэ, уровень в 90 иен должен поддержать прибыль японских экспортеров.
«Центральные банки по всему миру печатают деньги, поддерживая их экономики и увеличение экспорта. Америка — яркий пример», — сказал Абэ, ссылаясь на политику Федеральной резервной системы США по увеличению долларовой ликвидности на рынке за счет больших объемов покупок казначейских облигаций и других активов.
«Если так пойдет и дальше, то иена будет неизбежно укрепляться. Жизненно важно противостоять этому», — отметил Абэ, который станет премьер-министром Японии уже в среду.
Ранее Кинг говорил, что 2013 г. может быть трудным годом, так как ряд стран старается снизить обменный курс своих валют, и это приводит к проблемам.
Комментарии Абэ и Кинга говорят о том, что масштабы «валютных войн» расширяются. Некоторое время критике подвергался в основном Китай, так как он активно управлял обменным курсом своей валюты для стимулирования экспорта.
Но в результате финансового кризиса другие страны, в том числе Швейцария, Израиль и Южная Корея, также прилагают определенные усилия для того, чтобы предотвратить сильное укрепление своих валют.
По данным МВФ валютные резервы центральных банков увеличились до $10,5 трлн в 2012 г. с $6,7 трлн в 2007 г. Рост на 57% менее чем за пять лет — явный признак того, что центральные банки агрессивно увеличивают позиции в других валютах в попытке предотвратить укрепление собственных валют. Самый большой прирост был в Швейцарии.
Для японских компаний ситуация различается очень сильно, если доллар будет находиться около 80 иен, как сейчас, и около 90 иен. Если доллар превысит 85 иен, то компании, которые не платят налоги до сих пор, так как они не имеют прибыли, смогут платить налоги.
Стоимость доллара по отношению к другим валютам мало изменилась с начала 2008 г. За последнее десятилетие доллар потерял 23% своей стоимости по отношению к другим валютам.
При этом некоторые экономисты в США призывают ФРС и Казначейство к более агрессивным действиям в отношении Китая и других развивающихся стран. По оценкам экономистов Фреда Бергстена и Джозефа Ганьона, торговый дефицит США будет на $150-300 млрд меньше, а количество рабочих мест в стране увеличится на два миллиона, если Китай и другие развивающиеся страны не будут предпринимать действий для защиты своих валют.
Экономисты предлагают принимать ответные меры, в частности увеличивать налоги на импорт из этих стран, что позволит удержать доллар.
Одним из способов снижения стоимости валюты являются низкие процентные ставки и политика, сопровождаемая количественным смягчением. Другим примером является валютная интервенция, в ходе которой центральный банк продает свою национальную валюту и покупает другую. Так, например, ЦБ Южной Кореи в ноябре совершил сделки по купле-продаже валюты на $1 млрд, чтобы справиться с резким ростом своей валюты.
Но валютные интервенции историческим имеют ограниченное воздействие. Абэ сам признает, что такие меры «вряд ли эффективны». Вместо этого, он призывает Банк Японии к агрессивным шагам, включая «неограниченное смягчение» для победы над дефляцией, что позволит удержать иену на необходимых уровнях.
Будущий премьер-министр уже неоднократно говорил, что цель по инфляции на уровне 2% должна быть принята ЦБ, и пригрозил изменить закон о статусе Банка Японии, если тот не согласится с требованиями правительства.
Экономист Эдвин Труман предупреждает, что чрезмерные ответные шаги могут быть дестабилизирующим фактором.
«Если вы позволите валюте быть слишком недооцененной, то это значит, что вы собираетесь начать торговую войну», — сказал Труман.
Торговые войны, в ходе которые страны ограничивают импорт из других стран, были важной особенностью эпохи Великой депрессии в 1930-х годах. Труман отметил, что он обеспокоен тем, что сотрудничество между странами в валютных вопросах снизилось в последние годы.
Если так будет продолжаться, то мы перейдем от мира, в котором уровень сотрудничества в области денежно-кредитных мер достаточно высок, к миру, в котором каждым сам за себя.
Банк Японии рассмотрит новую цель по инфляции в январе, а сейчас активно смягчает денежно-кредитную политику, что должно ослабить иену. Абэ и другие лидеры Либерально-демократической партии настроены только на умеренное ослабление иены, так как импорт с марта 2011 г. очень сильно вырос в результате аварии на атомной станции.
«Учитывая структуру промышленности Японии, постоянное ослабление иены не лучшее решение, — сказал ближайший соратник Абэ Шигеру Ишиба. — Мы должны думать о том, как сохранить курс около 85-90 иен за доллар».
Глава отдела по валютным операциям Crédit Agricole Юдзи Саито отмечает, что команда Абэ поступает мудро, так как намерена только исправить ситуацию с чрезвычайно сильной иеной, и не продолжать затем ослабление. Такой диапазон должен быть комфортным уровнем для всех, в том числе местных экспортеров, импортеров и банков, а также для международных партнеров, таких как Южная Корея и США.