Западная пресса в очередной раз обращается к позиции России в сирийском кризисе.
"Путин еще более дистанцирует Россию от Асада" - утверждает в заголовке The New York Times. Корреспондент Эндрю Хиггинс ссылается на высказывания президента РФ в минувшую пятницу в Брюсселе, на пресс-конференции по итогам переговоров с ЕС.
"Путин подтвердил позицию России, что гражданскую войну в Сирии можно прекратить лишь путем переговоров между сторонами. Но он уверял: "Мы не являемся адвокатами действующего руководства Сирии" - и заявил, что Москва хочет, чтобы в Сирии был "демократический режим, основанный на волеизъявлении самого сирийского народа", - говорится в статье.
"Европейские страны сами расходятся во мнениях о том, что делать с сирийской проблемой, но все более склоняются к мысли, что противникам Асада надо предоставлять, как минимум, дипломатическую поддержку", - комментирует газета.
Автор находит другие признаки изменения позиции Москвы: "один высокопоставленный сотрудник МИД РФ сказал, что правительство Асада может проиграть борьбу за выживание и Москва составляет планы эвакуации своих граждан из Сирии в чрезвычайных обстоятельствах". Однако министр Лавров заявил в интервью Russia Today, что Москва отвергает предложения других держав, убеждающих ее склонить Асада к бегству.
"Чтобы спасти Сирию, нам нужна Россия" - заявляют в заголовке своей статьи в The New York Times аналитики Димитри К. Саймс и Пол Дж. Сондерс, соответственно, президент и исполнительный директор Center for the National Interest (США).
"Мы не озабочены судьбой режима Асада", - заявил Путин в четверг на пресс-конференции. По мнению авторов, эта позиция российского президента дает США шанс "одновременно прекратить кровопролитие в Сирии и наладить собственные отношения с Москвой".
Заодно авторы предостерегают: "Смещение Асада методами, которые оттолкнут Китай и Россию, стало бы пирровой победой". От позиции Пекина и Москвы зависит исход гораздо более важного, чем судьба Асада дела - усилий по недопущению того, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием, поясняют аналитики.
Падение правительства Асада не покончит с бедами Сирии, считают авторы. Одна из ключевых задач США - не допустить, чтобы возник "вакуум власти", как в Ираке, или "убежище террористов", как в Афганистане. "Россия может помочь Вашингтону, если администрация Обамы готова пересмотреть свой подход к данному кризису", - пишут аналитики.
На данный момент администрация Обамы хочет, чтобы в Сирии Россия просто переняла американские позиции и проводила курс США. "Это отталкивает Кремль", - поясняют авторы.
Вдобавок администрация, видимо, полагает, что лучший вариант - не переговоры, а полная победа повстанцев. Но неужели чиновники США искренне считают, что сирийская оппозиция уже готова управлять страной? - вопрошают авторы. США придется считаться с влиянием Саудовской Аравии и Катара, которые лучше знают Сирию и поддерживают связи с "командирами повстанцев, в том числе с теми, кого Вашингтон причисляет к террористам" (формулировка авторов).
Саймс и Сондерс полагают: урегулирование путем переговоров при содействии России может снять много проблем. По данным авторов, Кремль предпочтет, чтобы временным лидером стал вице-президент Фарук аль-Шараа, но согласится и с кандидатурой какого-нибудь лидера повстанцев, который не является исламистом-экстремистом. "Эта цель совпадает с чаяниями США", - пишут аналитики. Стабильная Сирия отвечает интересам США.
Перед администрацией Обамы стоит выбор: нокаут или мировое соглашение. По мнению авторов, первый вариант чреват повторением событий в Ираке или Афганистане. Зато второй лучше отвечает долгосрочным интересам США и спасет жизнь многим сирийцам.
"Присутствие российских военных в Сирии - помеха для интервенции под руководством США" - таков заголовок в The Guardian. "Российские военные советники управляют некоторыми самыми современными системами ПВО в Сирии", - утверждает журналист Джулиан Борджер. По данным газеты, после начала "сирийской революции" Москва поставила режиму Асада "новые системы "земля-воздух" и модернизированные старые системы" (формулировки газеты).
Сирийские ПВО таковы, что прямая кампания авиации Запада, будь то поддержание бесполетной зоны или "карательные авианалеты, направленные против руководства страны", окажется дорогостоящей, затяжной и рискованной. "Вероятность потерь среди российских военных во время подобной кампании может возыметь непредвиденные геополитические последствия", - добавляет автор.
В то же самое время от западных стран требуют принять меры, так как "зверства случаются почти ежедневно", пишет газета. По словам правозащитников, при авианалете правительственных сил в городе Хама погибли десятки мирных жителей, стоявших в очереди за хлебом.
Human Rights Watch ранее предостерегла, что целенаправленные удары по мирному населению - это военное преступление. "Но поскольку Россия накладывает вето в Совбезе ООН, Международный уголовный суд не имеет мандата на расследование зверств обеих сторон", - говорится в статье.
Между тем Турция полагает, что Асад дважды едва не решился применить химическое оружие: в первый раз после взрыва в министерстве безопасности в июле, во второй раз - в ноябре, когда оппозиция заняла большие территории.
"По словам представителей Турции и Запада, Асад, видимо, считает химическое оружие просто еще одной ступенью эскалации, а не "переходом через Рубикон", способным погубить его режим", - говорится в статье.
Возможны ли авианалеты в наказание за применение химического оружия? По данным автора, Дамаск значительно укрепил ПВО. "Москва рассматривает модернизацию этих сил как защиту от смены режима, навязанной Западом, а также как гарантию сохранности долгосрочных инвестиций в Сирию", - говорится в статье. Правда, российские военные и силовики отрицают, что открыто помогают режиму Асада.
Факт тот, что, по данным автора, силы ПВО Сирии - это 50 тыс. человек, тысячи зениток и более 130 ракетных комплексов. Редактор издания Jane's Terrorism and Security Monitor Джереми Бинни утверждает: Россия недавно поставила Сирии "Бук-М2" и "Панцирь-С1". Системы С-300, возможно, доставлены, но пока не введены в строй, добавляет автор.
"Источники, знакомые с отношениями Москвы и Дамаска в сфере обороны, подтвердили присутствие российских расчетов ПВО в Сирии", - говорится в статье.
Факт тот, что для авиакампании в Сирии потребуются самолеты типа "Стелс", средства воздушной и спутниковой разведки и т.п. На всем этом специализируются США. Но администрация Обамы боится увязнуть в еще одной ближневосточной войне, отмечает издание. Все это объясняет, почему интервенция в Сирии до сих пор не началась.