Накал конфликта в Сирии снижается, потому что мятежники и поддерживающие их внешние силы все больше расходятся во мнениях о формах борьбы. Время работает на Асада, и, похоже, его противники будут вынуждены принимать непростые для себя решения. Асад поразительно стойко переносит международное скотство в отношении его страны, и Запад должен понять, что даже проиграть такому человеку – это большая честь. США не будут возражать против боевых действий России в Сирии, потому что им самим бороться с мусульманскими радикалами несподручно, к тому же потом можно будет всех собак спустить на Россию. Только Путин давно все это уже просчитал.
Как ожидалось и прогнозировалось ранее, положение в Сирии не претерпевает серьезных изменений и уж конечно никакими наземными операциями Запада в Сирии и не пахнет. Мало того, есть некоторые пока едва заметные приметы, которые могут указывать на то, что накал возможно начнет снижаться. Запад все больше расходится во мнении относительно форм воздействия на президента Асада.
Тут нужно сказать, всё сложное и запутанное, похоже, имеет тенденцию к упрощению. В России говорят, что шила в мешке не утаишь, и это находит подтверждение во всё большем проникновении негативной для повстанцев информации. Это ставит в тяжелое положение СМИ, которые «создают картинку». В общем, всё слепленное расползается и принимает совершенно непредусмотренную форму. Теперь на этом фоне можно говорить о том, что время работает на Асада и Запад, вероятно, будет вынужден принимать непростое для себя решение.
Спецпредставитель ЛАГ Лахдар Брахими встретился с президентом Асадом в прошедший понедельник и не высказал никаких обнадеживающих впечатлений от прошедшей встречи. Об этом говорят мировые СМИ, но инсайдерская информация выглядит немного по-другому. Президент Асад отказался принять предложение о сдаче полномочий в обмен на гарантии неприкосновенности. Господин Лахдар Брахими предлагал обсудить условия личной неприкосновенности и спрашивал, какую страну предпочел бы господин Асад для дальнейшего проживания и обещал похлопотать о гарантиях неприкосновенности для Асада и его семьи в этой стране.
Интересен способ, каким президент Асад отказался принять предложение господина Брахими. Дважды спецпредставитель ЛАГ заводил разговор с предложением сложить полномочия и дважды президент Асад отвечал ему не в тему, то есть напрямую не отвечал на его предложение. Ответ Асада был на другие темы. Чтобы понять этот момент, мне пришлось обратиться к одному из специалистов, владеющих некими особенностями в ведении восточных переговоров. Мне было сказано, что, не отвечая на предложение напрямую, вам тем самым дают понять, что вы затрагиваете нежелательную тему или делаете непристойные предложения. Ваш собеседник не хочет вас оскорблять в ответ и просто игнорирует ваши непристойности.
Честно сказать, после услышанного, сидя с отвисшей челюстью, я долго старался понять, какого рода и какого воспитания нынешний президент Асад и как стойко он переносит международное скотство в отношении его страны. Заметьте, переносит очень достойно, выдержанно, совершенно по-спартански. Запад должен понять, что даже проиграть такому противнику – большая честь. Этот человек не чета большинству президентов государств в Европе.
Возьмите любое государство в Европе и попробуйте поставить его президента на место Асада. Сколько бы он продержался? Мне конечно можно возразить, что никакой президент никакой страны в Европе не пойдет против Европы и это есть демократия Евросоюза. В ответ на это, наверное, правильно было бы сказать, что никакой президент в любом государстве ЕС не поставит свою карьеру на кон за процветание своего народа, поэтому государства ЕС беднеют и катятся в финансовую пропасть, а Германия и в некотором смысле Франция еле выгребают из этого повидла, но исключительно на падении остальных членов ЕС.
Кстати, говоря о Германии и Франции: мы все видели, что они тоже не самостоятельны, а привязаны к энергоресурсам. Как Путин посмотрит, так они и запляшут, а если кто из молодых демократий начнет выступать, то ему живо укажут на его место под лавкой. И все же, возвращаясь к событиям в Сирии, нужно отметить, что ситуация меняется значительно.
У боевиков в Сирии все меньше шансов на успех на фоне нерешительности Запада. Читатели, которые следят за международными событиями, заметили прошедшую информацию о применении правительственными войсками химического оружия против боевиков. Есть некоторые нестыковки в этой информации. Например, сообщается о шестерых погибших. Возникает вопрос, что это за оружие массового уничтожения, от которого погибли лишь шестеро? Применение любого стрелкового оружия принесло бы гораздо больший эффект. Применение химического оружия требует гораздо большей осторожности, а эффективность его оказалась на порядок ниже стрелкового. В чем же здесь смысл?
Всё прояснилось чуть позже. Стало известно, что вместо химического оружия была применена соляная кислота. Согласитесь, тут пахнет самодеятельностью. Правительственные войска этого делать не станут. Кто согласится прослыть «химическим убийцей» ради убийства шести боевиков? Их сегодня в Сирии ежедневно убивают сотнями. Дело тут совершенно в другом. Президент Обама не единожды предупреждал, что если Асад применит химическое оружие, его ждут значительные международные неприятности, явно намекая на военную операцию против Сирии.
В условиях все больше сдувающейся противостоящей Асаду стороны, боевикам потребовалось спровоцировать Обаму на вторжение из-за якобы примененного Асадом химического оружия. Тут нет ничего нового, точно так же вел себя израильский премьер, рисуя красные линии на корявом рисунке атомной бомбы. Как оказалось политик из Нетаньягу никакой, впрочем, и художник тоже. То же самое сегодня хотят сделать боевики в Сирии, развести фраера ушастого Обаму, чтобы он вслепую впрягся против Асада в смысле наземной операции.
Из-за невозможности вести реальные боевые действия, нарастает медийное давление западных СМИ, но это давление весьма ограничено сейчас, все знают, где правда. В ближайшем будущем мы, вероятно, будем свидетелями окопной медийной войны, которая будет пытаться склонить ситуацию в свою пользу. Занятие, нужно сказать, совсем бестолковое. Сирийская тема быстро остывает и только применение химического оружия снова могло бы её разогреть.
В США прекрасно понимают, что мусульманские радикалы стараются воспользоваться Америкой как дубиной и не более того, поэтому не следует ждать, что президент Обама будет для кого-то таскать каштаны из огня. Америка привыкла играть в свою игру и некоторые участники в этой сирийской партии, по мнению Обамы, должны быть сняты с доски. Это в корне осложняет партию, в том смысле, что междоусобная активность не позволяет представлять оппозицию как нечто однородное. Чем больше игроков, тем сложнее игра. Возможно, США могли бы выстроить и эту игру, но объяснить её необходимость и правильность в этом случае будет весьма трудно. Простым людям не хочется сложных объяснений, а упрощенные выкладки выглядят просто лживыми.
Всё было бы гораздо проще, если бы Асад согласился уйти сам, но прошедшие переговоры Асада со спецпредставителем ЛАГ показывают, что на это рассчитывать не приходится. Сегодня усилия Брахими ничуть не продвинули ситуацию в сторону упрощения, а лишь показали беспомощность в продвижении антисирийской политики стран ЛАГ. Впрочем, не только ЛАГ тут оказывается бессильным.
Действующий официальный представитель Госдепартамента Патрик Вентрелл выдал совсем неуверенное заявление: «Жестокие нападения (на мирное население - прим. DAILYMEDIA), показывают, что этот режим не имеет будущего в Сирии. Те, кто совершает злодеяния, будут привлечены к ответственности. Соединенные Штаты призывают все стороны, продолжающие оказывать помощь режиму в войне против сирийского народа, прекратить эту поддержку». Можно говорить всё что угодно о чрезмерном наделении влиянием российского президента, но и тут всё уперлось в одобрение России. Неужели господам в Госдепе непонятно, что дятлам не следует долбить бетон.
Сама Россия между тем, похоже, почувствовала слабинку в поведении США и довольно смело двигает свои корабли к месту противостояния в Сирии. Совершенно точно, что этот маневр обязательно приведет к освобождению украинки Анхар Кочневой и двух российских специалистов, похищенных на прошедшей неделе. Всё дело в том, что Россия имеет право на любые боевые действия в Сирии, поскольку её граждане захвачены боевиками. Боевикам лучше по-быстрому отпустить российских и украинских граждан, в противном случае перспективы для боевиков могут быть сколь угодно плохими. С правительством США у президента Путина есть некоторые договоренности, которые позволяют России отстаивать интересы своих граждан.
Соединенные Штаты не станут возражать против боевых действий России против мусульманских радикалов по той простой причине, что самим это сделать несподручно, а в случае провала всех собак можно свалить именно на Россию. Как бы не развивались события в Сирии при участии России, имидж России будет хуже, чем он есть в случае невмешательства. Есть и еще один весьма значимый момент. США хотели бы втянуть Россию в какую-нибудь новую войну, только что-то говорит о том, что Путин всё это давно уже просчитал и заложники будут освобождены без боевых действий. Исходя из имеющейся информации, есть некоторые надежды на то, что история с заложниками может решиться до конца первой половины января. И это самая оптимистичная информация, которой автор располагает.
Что же касается политики США в новом президентском сроке Обамы, то тут возможны некоторые изменения. Аналитики DAILYMEDIA говорят о том, что политика США не изменит стратегического направления, но может показывать некоторые тактические зигзаги. Причина этому одна, новый возможный глава Госдепа Джон Керри просто умнее и дальновиднее госпожи Клинтон. Он понимает, что, призывая все кары небесные на голову России, божьего благословения не получишь. Все же прекрасно помнят: Бог не в силе, а в правде. Иными словами, врать больше не получится. Это понимают в США, это понимают в мировых СМИ, хотя врать все равно постараются. Таким образом, мировые СМИ будут перед выбором делать то, чему не поверят или то, чего делать не хочется.