Газета "Наш Мир" br> На главное в году семейное торжество экономные жители Германии денег
обычно не жалеют. При этом основные расходы связаны у них вовсе не с
праздничным застольем. Андрей Гурков выяснял, на что немцы тратят деньги
перед Рождеством. Для немцев самый дорогой и в
переносном, и в буквальном смысле слова день в году - 24 декабря.
Именно сочельник Рождества является в Германии по традиции главным
праздником года, который отмечают в кругу семьи за торжественно
накрытым столом и которого с особым нетерпением ждут дети, поскольку в
этот день из-под рождественской елки достают красиво упакованные
подарки.
Подарки на сочельник Впрочем, подарки получают
не только дети. Каждый участник торжества непременно что-то дарит
другому, причем не только в сочельник, но и в последующие два
рождественских дня, 25 и 26 декабря. Эти дни в Германии тоже всегда
нерабочие и используются многими для визитов к друзьям и родственникам.
На все эти подарки обычно и уходит львиная доля рождественского бюджета
среднестатистического немца. Нынешний год - не исключение,
подтвердила международная консалтинговая и аудиторская компания Deloitte
& Touche, которая провела в 18 странах свой традиционный
предрождественский опрос потребителей. Основные выводы, касающиеся
Германии, таковы: немцы, в отличие от жителей большинства
западноевропейских государств, в этом году увеличивают расходы на
Рождество, поиск подарков имеет для них явный приоритет над покупкой продуктов
и напитков к праздничному столу, почти половина всех подарков
предназначена детям, каждый ребенок получает в среднем по три презента.
Бюджет праздника - 485 евро на человека
Используя
собственную методику, компания Deloitte & Touche подсчитала, что
рождественский бюджет среднестатистического взрослого немца вырос, по
сравнению с прошлым годом, на 7 процентов и составил 485 евро. Из них
285 евро предназначены для подарков, 139 евро выделены на продукты и
напитки, остальное - на развлечения. На аналогичный показатель - 285
евро только на подарки - вышел и немецкий институт маркетинговых
исследований GfK.
Естественно, столь точная статистическая цифра
на самом деле достаточно условная величина, а потому может служить лишь
неким ориентиром, тем более что она отражает лишь намерения, а не
реальные расходы опрошенных. Тем не менее, ориентир этот, похоже,
довольно надежный.
Во
всяком случае, еще один репрезентативный опрос, проведенный
интернет-порталом guenstiger.de, тоже дал сопоставимые результаты: 38
процентов его участников завявили, что готовы потратить на
рождественские подарки до 500 евро, 32 процента - до 200 евро. При этом
на востоке страны, на территории бывшей ГДР, 200 евро - это потолок
для целых 59 процентов населения.
Раз в году - праздничный гусь
О том,
сколь велико для немцев значение рождественских подарков, говорит и их
ответ на вопрос компании Deloitte & Touche, на чем они были бы
готовы сэкономить при подготовке к празднику. В сегодняшней Германии, в
отличие от большинства других стран Европы, при необходимости в первую
очередь сокращают расходы на праздничный стол. Впрочем,
особенность Рождества в немецких семьях состоит в том, что праздничные
столы, как правило, состоят не из большого количества разных угощений, а
из одного центрального блюда. Чаще всего это классический
рождественский гусь. В течение года в Германии гусятину подают крайне
редко: на душу населения приходятся в среднем всего 300 граммов. И эти
300 граммов съедают, в основном, в рождественские и предрождественские
дни (например, к празднику Святого Мартина в начале ноября). Во всяком
случае, 75 процентов отечественных гусей в Германии режут с октября по
декабрь.
В этом году один килограмм стоит примерно от 8 до 14
евро, так что птица весом в пять килограммов обходится в 40-70 евро. Ну,
а подаваемое к этому блюду красное вино из широкого ассортимента
местных магазинов вполне можно выбрать по цене от 5 до 15 евро за
бутылку (хотя предлагаются, естественно, и куда более дорогие вина).
Что
же касается относительно невысоких рождественских расходов немцев на
то, что в исследовании компании Deloitte & Touche именуется
«развлечениями», то это в значительной мере объясняется тем, что многие
культурно-развлекательные заведения, как театры, музеи и частично
кинотеатры, а также рестораны 24 и 25 декабря просто закрыты, поскольку
спрос на их услуги минимален. Ведь Рождество в Германии, как уже
упоминалось, празднуют с большим количеством подарков дома в кругу самых
близких людей.
|