Газета "Наш Мир" br>
Когда люди думают о Западной Европе, большинство представляет
себе устоявшиеся демократии, где надежно защищены основные свободы. В
основном это правильное представление. Однако, если вести речь о
религиозной свободе, то в прошлом году и в прошлом десятилетии мы
наблюдали тенденции, которые опровергают такое впечатление.
Подходит к концу 2012 год, но многие страны и по сей день
ограничивают религиозные традиции и обряды - от религиозной одежды до
основополагающих церемоний, таких, как обрезание. Эти ограничения не
только подвергают опасности права, защищаемые во всем мире, но и создают
атмосферу, в которой люди верующие, и особенно - религиозные
меньшинства, порой чувствуют себя чужаками в собственных странах. Эти
нарушения удивительно широко распространены.
Например, Франция и
Бельгия запрещают ученикам государственных школ и государственным
служащим носить «бросающиеся в глаза религиозные символы» - такие, как
мусульманский головной платок, сикхский тюрбан, большие христианские
кресты и еврейские ермолки.
Кроме того, Франция и Бельгия
запрещают носить в общественных местах закрывающие лицо вуали, а
Швейцария, Нидерланды и прочие европейские государства ведут дебаты о
принятии аналогичных запретов. В некоторых районах Швейцарии и Германии
существуют ограничения на ношение исламской одежды для учителей.
Франция
также запрещает людям фотографироваться в головных уборах на
официальные документы. В 2011 году Комитет ООН по правам человека пришел
к выводу, что данное правило является нарушением прав на религиозную
свободу мужчин-сикхов, которые отказываются снимать тюрбан,
фотографируясь на документы о виде на жительство. Франция пока не внесла
поправки в свой запрет.
Швеция, Швейцария, Норвегия и Исландия
давно уже запретили ритуальные убийства животных для кошерных и
халяльных блюд. В 2011 году нижняя палата парламента Нидерландов также
приняла такой запрет, однако возмущение мусульманских и еврейских общин
заставило правительство пойти на компромисс и разрешить и дальше
совершать ритуальные убийства животных.
После аналогичных
протестов в Германии против постановления суда нижней инстанции о
внесении в разряд противозаконных деяний религиозных обрезаний мальчиков
парламент страны приступил к рассмотрению закона, разрешающего такую
церемонию.
Действия против религиозных обрезаний продолжаются и в
других европейских странах. Небольшая «Партия центра» в Норвегии,
имеющая представительство в парламенте, также попыталась внести
обрезание в разряд противозаконных деяний, а уполномоченный по правам
детей, действующий от лица государства, но являющийся независимым,
предложил мусульманам и иудеям заменить обрезание «символическим
ритуалом без хирургического вмешательства».
В Германии и Швеции
государственные органы предупредили родителей из христианских и
иудейских семей, что им запрещено обучать детей на дому по религиозным
причинам.
Государственные чиновники Великобритании закрывают католические агентства по усыновлению, потому что те в своей работе следуют религиозным критериям.
В чем причина усиления таких ограничений? Здесь действуют, как минимум, два фактора – исторический и демографический.
Первый
фактор - это злополучная история монолитной государственной религии в
Западной Европе. Усиление светских государств мало что дало для
изменения представлений о религиозной монокультуре – просто доктрину
отделения церкви от государства стали считать одной из монокультур. На
самом деле, светские государства - такие, как Франция и Турция, давно
уже насаждают светскость как единственно приемлемую форму поведения в
государственных и общественных делах, а Норвегия относится к своим
официальным вероисповеданиям как к исчезающему явлению.
Второй
фактор - это усиливающееся религиозное многообразие, включая увеличение
численности мусульманского населения. Выделяющаяся на общем фоне одежда
консервативных мусульман усиливает страх перед «чужими», а также уже
существующее противодействие публичному выражению религиозных чувств.
Хотя государства говорят об интересах национальной безопасности,
ограничения выражения религиозных привязанностей может дать прямо
противоположный результат. Они вбивают клин между государством и его
гражданами-мусульманами, уничтожая надежду на столь необходимое
сотрудничество с целью предотвращения радикализации мусульманских общин,
их ассимиляции в странах проживания, принятия демократических ценностей
и европейской идентичности.
Государственные законы и политика
запрета на выражение религиозных чувств и проведение религиозных
обрядов, которые преподносятся как попытка защитить устоявшиеся
ценности, являются нарушением прав человека. Такими действиями
государства бросают вызов общепризнанным стандартам и нормам религиозной
свободы, заложенным в договорах ООН и находящимся под защитой документов Евросоюза и Совета Европы о правах человека, и хельсинкского процесса.
Эти
стандарты и нормы гарантируют право не просто верить, но и выражать
свои религиозные убеждения - как индивидуально, так и в коллективе -
через молитвы, проповеди, соблюдение обрядов и ритуалов. Сюда относится
право носить отличительные знаки, одежду и головные уборы, соблюдать
особые правила питания,
участвовать в ритуалах, связанных с определенными этапами в жизни.
Любые ограничения этих свобод должны носить очень узкий характер и
обосновываться положениями статьи 18 Международного пакта о гражданских и
политических правах. Эти ограничения не должны быть дискриминационными в
применении, не должны ликвидировать гарантированные права или исходить
только из одной традиции.
Усиление ограничений религиозных
обрядов и обычаев в Западной Европе происходит из-за нетерпимости в
отношении религиозных групп и наращивает такую нетерпимость. В первую
очередь это относится к религиям, претендующим на истину и предъявляющим
строгие требования к своим последователям. В некоторых случаях мишенью
явно становятся мусульмане. Такая атмосфера усиливающейся враждебности, в
свою очередь, порождает дискриминацию в частной жизни против членов
этих групп, а порой даже насилие.
Это подтверждают данные
доклада Госдепартамента США о состоянии религиозных свобод в мире. В нем
отмечается, что количество нападений и преследований мусульман, а также
актов вандализма в 2011 году выросло на 34 процента.
Если мы не
хотим погасить дух свободы, западным европейцам необходимо согласиться с
тем, что эпоха подчинения официальной монокультуре, как светской, так и
религиозной, подходит к концу. В наступающем году их страны должны
воспользоваться перспективами своего религиозного многообразия и
обеспечить религиозную свободу всем.
|