The Christian Science Monitor напоминает, что, будучи кандидатом в президенты на выборах 2004 года, Джон Керри рьяно выступал за ограничение вооружений, а в должности сенатора от Массачусетса продвигал тему международного законодательства для решения проблем изменения климата. По словам автора статьи Говарда Лафранчи, на посту госсекретаря Керри, вероятно, продолжит продвигать эти две темы.
"Большинство чиновников, экспертов по внешней политике и друзей Керри, видевших его в деле, говорят, что он продемонстрировал черты, необходимые дипломату, чтобы проводить в жизнь направления внешней политики, приоритетные для президента, и успешно представлять Америку на международной арене, - терпение, выносливость, чутье и авторитет", - пишет Лафранчи.
В частности, многие эксперты вспоминают, что Керри в последние годы совершил несколько продуктивных миссий в самой запутанной и сложной дипломатической обстановке: в Афганистане и Пакистане. Так, бывший посол по особым поручениям в Афганистане и директор Центра международной безопасности и оборонной политики корпорации RAND Джеймс Доббинс говорит, что Керри отличается "присутствием духа, авторитетом и умением поддерживать личные связи со сложными людьми", в первую очередь подразумевая президента Афганистана Хамида Карзая. Кроме того, Керри приезжал в Пакистан на переговоры об освобождении сотрудника ЦРУ, убившего двух пакистанцев, а также в момент напряженности после американского рейда, закончившегося убийством Усамы бен Ладена.
По словам Доббинса, Керри в общении с Карзаем, имеющим славу тяжелого собеседника, "продемонстрировал ровность характера и немалое терпение". Доббинс отметил, что это отличает Керри от многих других высших чиновников США, например, вице-президента Джо Байдена.
Однако, подчеркивает Лафранчи, к Керри остается несколько вопросов. Так, Керри в прошлом много раз встречался с президентом Сирии Башаром Асадом и долго считал его одним из ключевых игроков в регионе. Правда, с тех пор Керри отошел от этой точки зрения и стал высказываться в пользу мер по ускорению ухода президента Сирии с поста. Кроме того, скорее всего, к Керри возникнут вопросы, поскольку он подчеркивал необходимость "политического решения" афганского конфликта и призывал Обаму быстрее вывести войска из страны, тогда как некоторые представители Республиканской партии и так волнуются, что президент хочет вывести войска быстрее, чем рекомендуют командующие на местах.
Профессор Бостонского колледжа Сэнфорд Кац, знавший Джона Керри в годы учебы, говорит, что веру Керри в Асада ему будут вспоминать еще долго, но добавляет, что талант Керри как переговорщика в вопросах, подобных сирийской проблеме, пойдет на пользу и самому Керри, и США. Также умение вести переговоры с несговорчивыми партнерами пригодится в решении проблемы иранской ядерной программы, а этот вопрос, по-видимому, в первые месяцы второго срока Обамы будет на первом месте.
Возможно, пишет Лафранчи, Керри в такой ситуации будет сложно продвигать его собственные политические интересы. Однако, по словам Доббинса, и контроль над вооружениями, и проблема глобального потепления входят в число приоритетов Барака Обамы, поэтому Обама и Керри вполне совместимы. В частности, президент хотел бы провести очередной раунд переговоров с Россией по ядерному разоружению.
The Christian Science Monitor