Газета "Наш Мир" br>
Уходящий год помимо прочего запомнится и появлением единого
реестра запрещенных сайтов, позволяющего государству легко и без возни в
суде закрыть любой интернет-ресурс.
В большинстве стран мира Интернет считается свободно развивающейся и
постоянно меняющейся средой. В 2012 г. произошли события, которые
могут изменить сложившееся положение вещей, по крайней мере в
российской части сети.
Речь идет, в частности, о вступившем в силу 1 ноября законе "О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",
предусматривающем создание специального "черного списка" сайтов, к
которым провайдеры обязаны блокировать доступ.
Во внесудебном порядке (по решению уполномоченных госорганов) в
реестр включаются сайты с детской порнографией, информацией о
наркотиках, а также с призывами к суициду. Также сайты могут включаться в
реестр по решению суда о запрете распространения содержащейся на них
информации.
Принятие закона стало первой в истории России успешной попыткой
прямого регулирования Интернете государством. И, сейчас уже очевидно, —
не последней.
Закон о "черных списках" вредоносных сайтов — "только начало", в
России будут разрабатываться и другие законы по регулированию Интернета,
сообщил в конце ноября глава комитета Госдумы по информполитике,
информтехнологиям и связи Алексей Митрофанов. Народный избранник, в
частности, заявил, что "китайской стены не будет, конечно, но и не будет
полного гулялова по буфету, как это было, когда Интернет только
создавался".
Политико-экономический аспект
Ряд экспертов полагает, что попытка поставить Интернет под контроль
имеет под собой, помимо очевидного и демонстрируемого в других сферах
стремления российских властей защитить детей, и экономическую основу.
Интернет-отрасль в РФ уже достигла показателей, заметных на фоне всей
экономики. Согласно исследованию "Экономика Рунета 2011-2012",
проведенного Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), НИУ
ВШЭ и BostonConsultingGroup (BCG), объем всех интернет-зависимых
рынков в РФ составил по итогам 2011 г. 2,52 трлн рублей. На долю
собственно Рунета исследователи отнесли около 600 млрд рублей или
приблизительно 1% ВВП.
Предполагается, что по итогам 2012 г. объем экономики Рунета будет
составлять около 1,5% ВВП. "Если темпы роста интернет-экономики
сохранятся, то к концу десятилетия интернет будет обслуживать более 50%
российской экономики, — отмечал ранее ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
— Связанные рынки — это, например, продажа металлов посредством
интернет-рекламы, уже сопоставимы с 4,62% ВВП за 2011 год".
Подтверждением роли интернет-экономики можно считать рост активности
различных инвесторов. По данным ОАО "Российская венчурная компания"
(РВК) и PwC, объем венчурных инвестиций в российский IT-сектор в 2011
году составил 237 млн долларов. Большая часть этих средств пришлась на
различные сектора интернет-экономики. Так, почти половина привлеченных
IT-стартапами средств (107 млн долларов) пришлась на проекты в области
электронной коммерции (33 сделки). Еще 57 млн долларов получили проекты,
связанные с развлечениями и социальными сетями (31 сделка), 17 млн —
проекты в сфере облачных технологий (29 сделок), 33 млн — проекты,
связанные с развитием сервисов по работе с информацией и ее обменом, а
также сервисов дистанционного обучения (21 сделка).
Поэтому вполне логичным выглядит предположение экспертов о том, что
"такие ресурсы без присмотра и контроля оставлять нельзя". Помимо
экономической подоплеки вопроса есть еще две взаимосвязанных версии —
глобально политическая и "безопасная".
Интернет и глобальная политика
Некоторые эксперты уверены, что появление закона о "черных списках"
можно считать шагом России по подкреплению ее позиции в вопросе
регулирования Интернета на глобальном уровне.
Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно высказывал мнение, что
без единых мировых правил регулирования Сети неэффективны попытки
отдельно взятых государств фильтровать противоправный контент. В этой
связи он усомнился в эффективности российского закона о защите детей от
вредоносной информации. "Я полагаю, что эффективность этого
законопроекта будет не очень высокой. Если я ошибусь, то тоже хорошо", —
говорил премьер-министр.
Основная проблема, по его словам, заключается в том, что США не
заинтересованы, чтобы Интернет регулировался по общемировым правилам.
Сейчас вопросами управления Сетью на глобальном уровне занимается
американская корпорация ICANN. В предыдущие годы такое положение дел
вызывало критику со стороны ряда стран, в том числе России и Китая.
В декабре 2012 года Международный союз электросвязи (МСЭ) вновь
поднял этот вопрос на Всемирной конференции ООН по международным
телекоммуникациям в Дубае. На ней был принят договор о новых методах
регулирования телекоммуникаций, вызвавший множество противоречий. В
числе прочего, в этом документе оговаривается "более активное участие
государства в работе с Интернетом". То есть государствам предлагается
самостоятельно вырабатывать позицию "по вопросам технического характера,
развития и государственной политики в рамках мандата МСЭ" в отношении
интернета.
Активным сторонником этого договора, наряду с Китаем, стала Россия. В
результате договор подписали 89 стран, а около 50 государств-членов
ООН во главе с США — отказались. По мнению представителей США, новые
правила будут способствовать усилению государственного контроля за
Интернетом, что позволит авторитарным правительствам еще больше
ограничить доступ в сеть для своих граждан.
Против российских интернет-инициатив, в частности, довольно резко
высказался один из разработчиков фундаментального сетевого протокола
TCP/IP Винтон Серф, которого часто называют "отцом Интернета". Серф
сравнил Россию и Китай, постоянно стремящихся получить контроль за
своими сегментами Сети, с динозаврами, чей "мозг размером с горошину" до
сих пор не в курсе, что они уже вымерли, потому что соответствующий
сигнал не дошел до него по длинной шее.
По мнению ряда специалистов, положения принятого на конференции ООН
договора сейчас невозможно выполнить технически. "Возникла ситуация,
когда всем понятно, что технологически все останется по-прежнему, —
считает руководитель РВК, в прошлом топ-менеджер Microsoft Игорь
Агамирзян. — В частности, ICANN продолжит регулирование Интернета на
глобальном уровне. В то же время большинство стран будут жить в какой-то
виртуальной реальности, которая не будет иметь никакого отношения к
реальности технологической. Это приведет к проблемам в развитии
интернета, экономического роста отрасли на глобальном уровне".
По его мнению, последствия принятия этого договора не очевидны, но
жесткое регулирование может привести к ухудшению ситуации. "Корреляция
поведения того же венчурного капитала в связи с позицией России будет, —
сказал он. — Как именно она будет происходить — пока сложно сказать".
Между тем, представители бизнеса, в том числе активно инвестирующего в
Интернет, относятся к этой проблеме намного спокойней. Так, по мнению
экспертов, жесткое регулирование интернета для бизнеса не помеха — он
может работать в любых условиях, примером чему служит Китай, в
интернет-экономику которого активно вкладывают средства и европейские, и
американские инвесторы. "Для бизнеса главное понятные правила и
стабильность", — отмечают эксперты.
Также быстрое введение "черных списков" можно отнести к мерам по
укреплению кибербезопасности страны, которое невозможно без установления
в некоторой степени контроля за деятельностью в Интернете.
Интерес к теме безопасности Рунета подогрели, например, данные о
росте киберпреступности. По данным российской компании Group-IB,
специализирующейся на проведении расследований в сфере информационной
безопасности, объем мирового рынка компьютерной преступности в 2011 г.
составил около 12,5 млрд долларов. При этом "русский" рынок (включает
доходы русскоговорящих киберпреступников из республик бывшего СССР)
киберпреступности компания оценила в 4,5 млрд, а российский — в 2,3 млрд
долларов.
Противостоять киберпреступности без плотного мониторинга, а еще лучше
— контроля деятельности пользователей в Интернете, проблематично. И,
возможно, российские власти просто готовятся к непопулярным шагам по
укреплению кибербезопасности страны. А, как известно, непопулярные меры
желательно применять постепенно, не нагнетая обстановки.
Глас народа
В то же время часть общества посчитала появление закона о "черных
списках" попыткой установления цензуры в Интернете. Временное включение в
"черный список" популярных интернет-ресурсов неизменно сопровождается
громким резонансом. За время работы "черного списка" в него попадали
энциклопедия интернет-мемов Луркморье, электронная библиотека Либрусек,
видеохостинг YouTube. При этом Роскомнадзор, на который возложено
ведение реестра, объяснял включение некоторых таких ресурсов в реестр
техническими ошибками.
"Роскомнадзор не ставит своей целью регулировать Интернет полностью и
не считает это нужным, — заявлял глава ведомства Александр Жаров в
ноябре. — Регулировать Интернет во всех его проявлениях невозможно да и
не нужно. Это только затормозит его развитие. Тормозить развитие
интернета как экономики абсолютно неправильно. С другой стороны, правила
поведения в сети должны быть. Мне кажется, что большую часть вопроса
здесь нужно решать не на уровне законодательства, а через
саморегулирование".
По данным ВЦИОМ, 74% интернет-пользователей лично встречали в сети
опасный контент. Пользователи Интернета, как правило, негативно
относятся к тому, что подобная информация находится в открытом доступе
(82%). Существенно меньше тех, кто демонстрирует индифферентную позицию
(12%) или же, напротив, одобряет свободный доступ к опасному контенту
(4%).
В целом, пости все пользователи (90-92%) склонны выступать за
ограничение доступа к опасной информации. "Лидеры запрета" — призывы к
вступлению в радикальные, экстремистские группировки, в религиозные
секты, материалы, содержащие сцены агрессии, насилия, порнографию.
По данным Роскомнадзора, на 26 декабря было подано 22089 обращений о
блокировании тех или иных ресурсов. При этом в реестре зарегистрировано
1445 записей. Из них 186 проходят по линии Роскомнадзора, 402 —
Роспотребнадзора и 857 — ФСКН. При этом по IP-адресам был заблокирован
101 ресурс. После устранения нарушений 656 записей были исключены из
реестра.
Что будет дальше?
В 2013 г. можно ожидать некоторых изменений в работе Единого реестра
запрещенных сайтов. Во второй половине декабря глава Минкомсвязи
Николай Никифоров заявил о том, что участники интернет-отрасли
согласились (после нескольких попыток регулятора уговорить их) создать
некоммерческое партнерство, которое в будущем может взять на себя
функции ведения реестра сайтов с запрещенным контентом.
Предполагается, что участниками этого НП станут, в том числе,
операторы "большой тройки" — МТС, "Вымпелком" и "Мегафон". В числе
других участников НП министр назвал Региональный общественный центр
интернет-технологий, а также ряд общественных и интернет-организаций,
уже сейчас ведущих борьбу с противоправным контентом в интернете. В их
число не вошел инициатор создания "черного списка" — "Лига безопасного
интернета".
Никифоров отмечал также, что создание НП не означает, что оно
автоматически станет оператором реестра. На первом этапе, по словам
миистра, это будет "площадка, на которой сами представители отрасли
могли бы обсуждать достаточно сложный клубок проблем, связанный с
правоприменением закона".
Весьма вероятно, что в следующем году государство продолжит принимать меры по усилению контроля за деятельностью в Интернете.
В ноябре помощник президента РФ Игорь Щеголев заявлял о том, что
останавливаться на защите детей от вредоносной информации в Интернете не
следует, необходимо и дальше заботиться о безопасности Сети. "Закон о
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,
относится только к трем вещам, с вредностью которых никто не спорит:
детской порнографии, пропаганде наркотиков и провоцированию суицида", —
сказал И.Щеголев. — Есть и другие проблемы, связанные с
распространением информации через интернет. Имеются проблемы с
персональными данными, и государство с этим борется. Необходимо больше
заботиться о финансовом ущербе, который может наноситься через
Интернет".
В декабре депутат Госдумы Роберт Шлегель сообщил, что депутаты
планируют к апрелю 2013 г. подготовить проект комплексного закона о
деятельности в Интернете или его концепцию. "В законодательстве есть
много дырок, которые надо закрывать, — заявлял Шлегель "Интерфаксу". —
Но мы не хотим делать множество заплаток — лучше будет создать цельное
полотно, охватывающее все аспекты деятельности в Интернете".
По словам депутата, проект задуман как комплексная платформа для
регулирования российского сегмента Сети. В документе, в частности,
планируется обозначить интернет-юрисдикцию России на международном
уровне, прописать правила работы с контентом, регламентировать
взаимодействие участников, определить уровни ответственности за те или
иные действия и так далее.
"Предполагается, что этот законопроект станет аналогом закона "О
связи" для Интернета, — подчеркнул депутат. — Или что-то вроде кодекса".
При этом Шлегель отметил, что законопроект, вероятно, будет иметь
тесные пересечения со многими действующими законами: "О связи", "О
персональных данных", "Об информации, информатизации и защите
информации", а также с IV частью Гражданского кодекса.
Эксперты ожидают, что государство в будущем году продолжит.
разработку нормативно-правовых актов, направленных на регулирование
Всемирной паутины. В частности, могут быть подготовлены законопроекты,
регламентирующие использование облачных технологий, корректирующие
законодательство в области фильтрации контента, обновляющие
нормативно-правовые акты в области защиты персональных данных и тому
подобное.
Одним из новых направлений деятельности властей может стать борьба с
распространением нелегального контента через торренты, являющиеся одним
из основных методов нелегального распространения фильмов, музыки и
програмного обеспечения. Напомним, что в конце декабря в связи со
вступлением России в ВТО Москва и Вашингтон согласовали план борьбы с
пиратством в России. Документ обязывает подписантов закрывать сайты с
контрафактным контентом, выделять деньги на антипиратские рейды и
согласовывать их проведение.
|