Газета "Наш Мир" br>Пока интеллигенция рассуждает о культурном индивидуализме, население
стремится просто формировать сообщества. Так, на смену индивиду пришла
личность. Если индивид по своей сути один, то личность может быть
множественной.
Как считает известный социолог Мишель Маффезоли
(Michel Maffesoli), Франция изобрела современность в XVII веке - вместе с
картезианством и философией Просвещения. Может быть, поэтому она
сегодня испытывает огромные трудности с осознанием меняющихся правил
игры? Возьмите хотя бы кризис. По мнению эксперта, он представляет собой
нечто большее, чем просто финансовые пертурбации. Речь идет о кризисе в
этимологическом смысле «сита»: мы проходим через процесс отсеивания
ценностей современности. Наша страна боится «постсовременности». У нас
говорят о «второй», «запоздалой», «продвинутой» современности.
Современность
- это серьезный взрослый человек. Постсовременность - это Дионис,
вечный ребенок, который опирается на семью, близких, постепенно
приспосабливается к новым условиям.
Избрание Франсуа Олланда
говорит о том, что Франция, к сожалению, не соответствует духу времени.
Франция боится постсовременности и пытается отойти назад, повернуться
лицом в сторону главных ценностей XIX века: социального государства,
государственной службы, страха борьбы с жизненными трудностями.
Социалистическая
партия отличается немалым «драматизмом»: она верит в моральное решение
для всего общества в целом, считает, что выход возможен. Проголосовав за
Олланда, Франция выбрала нормальность. В результате мы получаем такое
решение: страна чиновников с ключевой позицией в виде производства норм.
«Нормопатия» полным ходом прокладывает путь!
Однако есть здесь
одно «но»: наша страна может остаться в стороне от эволюции современного
мира, который, как утверждает специалист, требует смелости и готовности
пойти на риск. Даже если, как кажется, мы все равно будем вынуждены
вернуться к небезопасной концепции существования и, например, открыть
путь для большей гибкости на рынке труда. По мнению Мишеля Маффезоли,
французское население превратилось в дряхлых стариков, которые не
способны в полной мере оценить юношескую активность и бодрость
современного общества.
Дело в том, что мы просто не можем
оставить без внимания окружающую нас эмоциональную атмосферу - музыку,
спорт, культуру, религию и т.д. Эти ощущения поистине вездесущи и
проявляются даже там, где раньше их попросту не было, а именно - в
политике и экономике. Взгляните хотя бы на современные митинги с музыкой
и танцами! Общественная жизнь наполнена слухами, шумихой, перепадами
настроений. Возникают новые формы солидарности и щедрости, которые
являются двумя важнейшими связями, так как именно они скрепляют
общество. Это касается, например, тех, кто вместе снимает жилье:
результаты исследований говорят о том, что этими людьми движет
стремление быть вместе, а не экономические причины. Старая пластинка
гостеприимства сегодня звучит все громче благодаря технологиям.
Этот
процесс восходит к началу 1950-х годов и появлению дизайна, который
привнес эстетику в повседневную жизнь. Далее, в 1960-х годах наступили
времена бурных массовых собраний. С 2000 года все то, что оказалось
погребенным в песках времени, начало постепенно вновь возникать на
поверхности. При виде такого кипения страстей наша интеллигенция
предпочитает сохранять дистанцию, тогда как широкая публика гораздо
больше хочет быть вместе с «другими», а не быть независимой и
автономной. Вместе на пляже, на музыкальных концертах, на праздниках.
Все разговоры о современном индивидуализме - это глупость, о которой
твердят нам журналисты, политики и некоторые ученые. Достаточно лишь
выйти на улицу и включить мобильник, чтобы понять, что мы всегда «на
связи», что вокруг нас существует некое сообщество, что эмоции образуют
взаимосвязь.
На смену декартовскому изречению «cogito ergo sum,
in arcem meum» («Я мыслю, значит, существую в крепости моего разума»),
которое легло в основу современного индивидуализма, приходит «я веселюсь
с …». Люди образуют племена вокруг общих вкусов и предпочтений
(сексуальных, музыкальных, религиозных, спортивных и т.д.) в стремлении
жить настоящим, а не защитить себя. Именно поэтому республика стала
мозаикой, из которой мы должны извлечь важный, пусть даже и болезненный
опыт.
В движении маятника на смену индивиду пришла личность. Но индивид всегда один, а личность может быть множественной.
Так что вот он, настоящий кризис: индивид больше не может быть собой.
|