Шиитский Иран, который становится все более изолированным в связи со своей ядерной программой, пытается наладить отношения с Египтом. Для этого на переговоры в Каир был послан министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салахи, который старается сгладить разногласия двух стран в отношении Сирии и пытается уменьшить трения, заискивая перед верховенствующими суннитами страны.
Напомним, что Иран не в ладах с самой населенной страной в арабском мире еще со времен исламской революции в Тегеране в 1979 году. Но в новую эпоху египетской политики, начало которой ознаменовано свержением Хосни Мубарака в 2011 году, открываются новые возможности для того, что бы наладить контакты между странами.
Во время переговоров с президентом Мохаммедом Мурси и другими представителями правительства, культуры и религии, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салахи как мог расхваливал египетскую революцию и новое исламистское правительство страны во главе с Мурси.
Он также встретился с шейхом Ахмедом аль-Тайеб, Великим Шейхом Аль-Азхара - одним из самых престижных и уважаемых ученых мужей в суннитском мире. Оба деятеля подчеркнули важность единства мусульман, и Салахи отметил, что нет никаких различий между мусульманами, будь они суннитами или шиитами.
"Египет и Иран являются одними из наиболее важных государств на Ближнем Востоке. Обладающие влиянием в регионе, они могут успешно дополнять друг друга в области экономики и торговли", - заявил Салахи в интервью египетскому государственному телевидению.
Следует упомянуть, что Мубарак был неприязненно настроен в отношении исламистского Ирана и за 30 лет своего пребывания у власти ни разу не бывал в Тегеране. В вопросах внешней политики страны пошли разными дорогами: Египет заключил мирный договор с Израилем и стал близким союзником Соединенных Штатов и Европы, в то время как Иран с тех самых времен упорно позиционирует себя, как центр противостояния западному влиянию в регионе.
Теперь же ситуация меняется. Вскоре после свержения Мубарака, Мурси отправился в Тегеран – это была одна из его первых официальных заграничных поездок в качестве лидера Египта.
Однако, Сирия все еще остается главным камнем преткновения в отношениях двух стран. Тегеран является одним из последних и самых верных союзников президента Сирии Башара аль-Асада, в то время как Египет жаждет свержения его режима и прекращения затяжной гражданской войны.
Как бы то ни было, выступая перед журналистами после обоюдных переговоров, Салахи и его египетский коллега Мухаммед Камель Амр старались обойти острые вопросы, вместо этого акцентируя внимание на общих целях.
Салахи заявил, что противостояние и напряженность в региональных вопросах между суннитами и шиитами – это лишь выдумка западных СМИ. Он передал приветствия президента Ирана Махмуда Ахмадинежада для Мурси, и сообщил, что тот приглашает египетского лидера вновь посетить Тегеран в ближайшем будущем.
Тем не менее, несмотря на дружеские расшаркивания, позиции двух стран по Сирии остаются диаметрально противоположными и неясно, насколько благоприятное действие будет иметь попытка Ирана завоевать расположение Егпита своим шармом и сладкими речами.
Отметим, что никаких торговых или иных соглашений о сотрудничестве двух стран в рамках визита Салахи в Каир подписано не было .