Газета "Наш Мир" br> Последние исследования показывают, что не так страшна Сеть, как
ее малюют. Исследователи из Фонда Развития Интернет констатируют, что
вступление российских детей в этап массового пользования Всемирной
сетью произошло в последние три-четыре года. Однако, выводы, которые
делает фонд, обнадеживают: Интернет не так страшен для подрастающего
поколения, как принято считать. Наоборот, он приносит ощутимую пользу.
Сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется Интернетом,
обнаружило следующее. Интернет-дети значительно больше общаются со
сверстниками (70,0% против 49,1%), с родителями (29,3% против 27,3%),
ходят в кружки и секции (34,0% против 29,1%), ходят на свидания (25,0%
против 9,1%). Таким образом, это опровергает мнение, что интернет
уменьшает реальное жизненное пространство. Правда, дети, которые не
пользуются Интернетом, несколько больше читают книг (36,4% против 34%).
Парадоксально, но дети, лишенные Интернета, больше увлекаются
компьютерными играми (49,1% против 47,3%).
Сами по себе новые информационные технологии, как замечают эксперты,
усиливают эффект новой игрушки, которая на этапе освоения встраивается
в досуг, занимает значительное место. Но этот период преходящий, хотя и
может оказаться продолжительным.
Тревогу в обществе, особенно среди родителей и педагогов, вызывает
угроза интернет-зависимости подростков. Однако, по мнению экспертов, не
стоит путать ее с увлеченностью всемирной паутиной. Количество
населения, у которого может возникнуть зависимость в таком возрасте, по
мнению Фонда Развития Интернет, — 7-10%.
Интересно, что если в 2005 году главными источниками информации для
подростков являлись сверстники, родители, учителя, то в 2012 году со
значительным опережением лидируют компьютерные источники, Интернет –
71%. Это почти двукратное увеличение по сравнению с 2005 годом. Хотя
приоритет межличностных каналов по-прежнему существенен. Друзья как
источник значимой информации занимают вторую позицию – 57,5%, Родители
следуют за ними - 55,7%. Учителя чуть уступают – 52,3%. Живое общение,
межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с
виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или
принять важное для него решение. Это особенно заметно при сравнении
ранга родителей: в структуре досуга они занимают лишь одиннадцатое
место, однако в качестве источника информации перемещаются на третье.
Как выяснилось, Интернет не мешает живому общению, скорее наоборот -
отношения начинаются в Сети и продолжаются в жизни. Респонденты
рассказали, что социальные сети помогают при общении с отцами в
разведенных семьях. Исследование не подтвердило и миф о массовом
увлечении подростков информацией о сексе, вредных привычках. Лишь 2,1%
респондентов считают важной для себя сведения о сексе, интимной жизни.
Более 20% решительно заявляют, что им эти темы не интересны. Наиболее
важной для респондентов информацией являются сведения по своим
увлечениям (9,3%), о жизни друзей и знакомых (8,1%), о спорте (8%),
жизни и здоровье родных и близких (6,4%). Далее следуют наука и техника
(5,6%), школьная жизнь и учеба (4,8%), о себе и своей жизни (4,8%), о
ситуации в мире (3,6%), об интернет-пространстве, компьютерных играх
(3%).
Вместе с тем, по мнению подростков и экспертов, вызывают тревогу
ресурсы, которые остаются незамеченными для общественности как опасные.
Все больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий
уровень потребления. К особо опасным можно отнести видео насилия,
издевательств подростков друг над другом.
Общение в социальных сетях в среднем начинается сейчас с 9 лет.
Современные дети к 10 годам уже приобретают опыт приобщения к Интернету
и первые навыки информационной культуры.
|