Отношения между Россией и Европейским союзом не назовешь безоблачными. В настоящее время, по мере того, как Москва на фоне углубляющегося кризиса в Европе обращает свои взоры в направлении Азии, перед Европейским союзом все острее стоит дилемма: выстраивать отношения с Россией на основе ценностей и принципов либо в духе реальной политики.
Последняя встреча В.В.Путина с А.Меркель уже продемонстрировала, что скорого потепления в ухудшившихся в последнее время отношениях между двумя полюсами евразийского геополитического макрорегиона ждать не стоит. Хотя объективно энергетическая зависимость ЕС, интерес России к обмену новейшими технологиями, общие вызовы в области безопасности, необходимость взаимного усиления конкурентоспособности, а также культурная близость подталкивают эти две части большого евразийского пространства к сотрудничеству, все же по многим практическим вопросам, таким как подписание нового соглашения о партнерстве, третий энергетический пакет и отмена виз, прогресса нет уже давно.
Положение явно не улучшается по мере того, как разочарование с обеих сторон проявляется со все большей очевидностью. Западной Европе подсознательно трудно смириться с мыслью, что надежды, которые она питала в отношении российской либеральной оппозиции и сохранения Д.А.Медведева на посту Президента, оказались напрасными. Теперь там размышляют о присоединении к принятому в США т.н. «акту Магнитского», налагающему запрет на въезд в страну отдельным российским должностным лицам.
Масла в огонь подливают настороженное отношение ЕС к реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, пусть они и затрагивают только его часть, а также сирийский кризис. Между тем с возвращением В.В.Путина на пост Президента укрепляющая свою идентичность, ищущая собственный путь и обращающаяся к своим традициям Россия все отчетливее ставит под вопрос «утонувшие» в политкорректности европейские ценности. Она находит единомышленников и среди восточных государств, которые в условиях перехода к многополярному миру видят в Москве своего рода противовес влиянию Запада.
Очередным очевидным примером углубляющейся культурной пропасти стало дело Pussy Riot, в ходе которого отдаляющийся от религиозных традиций Запад болезненно отреагировал на проявление славянской идентичности.
В данной ситуации рассчитывать на сближение двух полюсов не приходится, однако, можно надеяться на взаимное уяснение сторонами позиций друг друга и сути противоречий. Уже в среднесрочной перспективе обстоятельства не оставят России и Европейскому союзу иной альтернативы кроме сближения. Если Брюссель в свое время смог закрыть глаза на свои предубеждения по поводу Латинской Америки, то же самое ему нужно сделать в отношении России. Конечно же, Москва не сможет вечно пытаться играть роль «третьего Рима», не говоря уже о том, что она глубоко ошибается, если считает, что сможет найти выход в развороте на Восток.
Необходимо найти баланс между этими двумя направлениями. Для России слепое и некритичное копирование западных либеральных ценностей смерти подобно. Европа должна это осознать, как должна уяснить и Россия, что двигаясь на Восток, она рискует быть «съеденной» Поднебесной. Таким образом, логика диктует необходимость налаживания сотрудничества, однако, до осуществления идеи Большой Европы от Атлантического до Тихого океана еще очень далеко.
Пока же, к сожалению, мы видим, что не заинтересованные в сближении России и Евросоюза силы могут, расслабившись и откинувшись на спинку стула, спокойно наблюдать за спором между двумя полюсами евразийского пространства.
Перевод: Delfi.lt.