Gazeta Wyborcza: «Какие матери, такие дети» - это слоган одной из социальных кампаний, направленных на профилактику ожирения среди детей. За избыточный вес детей несут ответственность их матери?
Катажина Вольницка: Это довольно сильное упрощение, тем не менее, родители, действительно, оказывают самое большое влияние на питание ребенка с первых лет его жизни и до школы. Вынесенные из дома привычки, например, отношение к сладостям, формируют ребенка: он смотрит на родителей, которые пьют сладкую газировку и хочет делать то же самое. Недавние исследования показали, что большое значение в этом плане имеют совместные трапезы. Дети, которые не едят вместе с родителями, питаются в целом хуже. По простой причине: родители, старающиеся устраивать совместные завтраки и ужины, обычно уделяют больше внимания аспекту здорового питания.
Когда ребенок идет в школу, процесс начинает выходить из-под контроля. В детской жизни начинается менее активный период: сидение за партой в школе, освобождения от уроков физкультуры, телевизор, компьютер. Не говоря уже о влиянии рекламы.- И о доступе к стоящим в школьных коридорах автоматам, в которых можно купить сладости.
- Родители перестают контролировать питание ребенка, ситуацию ухудшает отсутствие положительных примеров со стороны учителей. На этом этапе развития, в начальной школе, учительское влияние может быть важнее достойного подражания примера родителей. Проведенные в Греции исследования показали, что если учитель ест в школе вместе с учениками фрукты и овощи, те начинают охотнее есть их дома.
Я приведу пример из собственных наблюдений. Одна моя знакомая, директор школы, рассказывала, как к ней пришла мать ученицы, в классе которой были ведены специальные уроки здорового питания: «Вы знаете, что у нас теперь творится дома? Каждые выходные нам приходится есть рыбу, хотя я ее не выношу. Нас заставила дочь, она говорит, что в школе объяснили, сколько в рыбе пользы».- Уроки здорового питания и дети, любящие рыбу, это все же редкость. Сейчас все больше детей страдают ожирением, почему?
- Группа, где проблема избыточного веса стоит острее всего - это единственные дети в семье, чаще всего мальчики. Их раскармливают матери или бабушки, которые обычно занимаются дома готовкой. Так происходит потому, что у нас до сих пор силен стереотип: толстый ребенок - это хорошо питающийся ребенок. А кроме того: «Мамочка так тебя любит, что даст тебе сколько угодно конфет». Когда такая мать приходит в поликлинику, на вопрос об избыточном весе ребенка она обычно отвечает «это наследственное» или «у него склонность к полноте». Если бы она сказала, что сын или дочь неправильно питаются, ей пришлось бы признаться себе: я делают что-то не так. А это тяжело. Дело не в том, что они плохие матери, они просто хотят, чтобы их дети были довольны, и поэтому дают им «самые лучшие и самые вкусные» вещи. Те, которых требует сам ребенок.
- А самое лучшее и самое вкусное показывают в телерекламах.
- Ребенок заставляет родителей делать гастрономический выбор, и если они не способны этому противостоять, ситуация заходит в тупик. Как следует из американских исследований, реклама влияет на детей сильнее, чем мнение родителей.В одном исследовании изучали детей 3-5 лет: из семей, где родители были адептами здорового питания и из тех, где такой темой не интересовались. Детей разделили на две группы и показывали им мультфильмы, которые сопровождались рекламой картошки-фри или яблок. После просмотра дети могли взять талон на картошку или фрукт. В той группе, которой показывали рекламу картошки разница между детьми из «здоровых» и «нейтральных» семей была невелика: половина выбрала картошку. При этом в той группе, которая посмотрела рекламу яблок, подавляюще число детей, даже из «нейтральных» семей, выбрало фрукт. Ученые признали, что они сами были удивлены таким сильным воздействием рекламы.
- Считаете ли вы как врач, что рекламу вредных для здоровья продуктов нужно запретить?
- Безусловно, реклама подобных продуктов должна быть запрещена. Разные страны уже сейчас начали водить ограничения на рекламу продуктов питания, особенно в блоках детских передач.- Еще немного и под бутербродом мы начнем подразумевать не хлеб с маслом, салатом и сыром, а мягкий сладкий батончик.
- Да, это может быть очень опасным, как и сладкая вода, которая продается под видом… воды. Сегодняшнее поколение 40-летних росло в мире, где сладкие напитки были роскошью, а шоколад ели по специальным случаям, не думая о концентрации «сахара в сахаре». Всего 20 лет назад не было таких напитков, которые сейчас можно купить в любом ларьке. Сегодня в пол-литровом сладком напитке содержится 50 граммов сахара, то есть 10 чайных ложек. Прежние компот или чай с сахаром настолько сладкими не были.
Дело еще в размере порции. Раньше это был стакан, максимум 330 миллилитров, а сейчас самая распространенная бутылка - это пол-литра, а выпивается она обычно за один раз. Ребенка нельзя награждать сладостями, потому что таким образом мы убеждаем его, что вся остальная еда - это наказание. Такой подход может привести к тому, что во взрослом возрасте человек будет заедать свои стрессы и проблемы сладким.«Сладкие дни» и лишение сладостей во все остальное время - это тоже не лучший выход. Есть опасность, что ребенок набросится на сладости и начнет неконтролируемым образом наверстывать недостаток сахара. Пищу не следует помещать в рамки запретов, которые внезапно исчезают в выходные дни и отменяют здоровое питание.
Я советую питаться сбалансировано, и десерты - каждый день или через день - могут быть частью рациона. Подойдут свежие или сушеные фрукты, орехи. Я выступаю за рациональное полноценное питание с эпизодическим употреблением сладкого.
- Исследования показывают, что польские дети скоро станут такими же полными, как американские.
- Этот процесс уже идет. Проблема избыточного веса и ожирения касается 20% детей и молодежи. В некоторых группах, например, среди жителей крупных городов, ожирением страдает почти каждый пятый ребенок. В США говорят «бедность толстая»: там именно бедные семьи едят дешевые, переработанные продукты. В Польше ожирение, наоборот, чаще всего встречается у мальчиков из обеспеченных семей. Помимо этого всего 30% детей вне школы занимаются спортом, а инициаторами освобождения от уроков физкультуры часто становятся сами родители, потому что их детям не хочется заниматься.
- Какой у нас уровень физкультуры, мы все знаем, порой сложно удивляться отношению детей к этим урокам.
- Это так, но есть перспективы улучшения ситуации. Сейчас в программу введен новый принцип: дети смогут выбрать не только командные игры, которые не всем нравятся, а фитнес, аэробику, танцы.Институт питания тоже хочет внести свой вклад. В сотрудничестве со швейцарскими коллегами мы занимаемся программой по борьбе с ожирением. Одна из задач проекта направлена на школы и детские сады и заключается в мотивировании этих учреждений продвигать идеи здорового питания и физической активности. Если школа или детский сад открывает «здоровые» магазины, вводит у себя принципы здорового питания, предпринимает действия по активизации детей в этом направлении, она получает соответствующий сертификат Института питания под патронатом Министерства образования. Мы поддерживаем школы материалами, разрабатываем учебники для учителей с планами уроков и советами, как говорить с детьми и их родителями о проблемах ожирения и избыточного веса.