Народно-освободительная армия Китая получила распоряжение проводить учения, направленные на повышение навыков «ведения боёв и победы в них». Данная директива поступила на прошлой неделе от Центральной военной комиссии.
Это распоряжение разительно отличается от директив, получаемых ранее. В частности, слово «дачжэн», что с китайского переводится как «военные действия», никогда ранее не употреблялось.
Как предполагается, китайская армия готовится к возможной войне с Японией за право владения спорными островами Дяоюй, которые в Японии называют Сенкаку.
Япония в приказе не упоминается, однако на сайте официального СМИ китайской армии появилась статья, в которой выдвигается предположение, что японская сторона ведёт переговоры с другими странами восточной Азии, чтобы «сдержать Китай».
Кроме этого, некоторые китайские военные чиновники призывают к немедленному удару для того, чтобы восстановить суверенитет страны и вернуть себе острова. В отношении этого вопроса они используют метафору «убить курицу, чтобы напугать обезьян».
Впрочем, некоторые политические комментаторы называют разговоры о войне пустыми, поскольку в полномасштабных военных действиях китайский режим не заинтересован. В этом случае он больше потеряет, чем приобретёт.
[Лань Шу, аналитик NTD по Китаю]:
«Острова Дяоюй предполагают очень мало материальных выгод. Всё, что они вызывают, – это националистические чувства. КПК проиграет, поскольку десять стран АСЕАН немедленно объединятся с США и Японией».
Последний раз Китай был напрямую вовлечён в военные действия в 1979 году во время войны во Вьетнаме. Кроме этого, в стране имеются неразрешённые внутренние конфликты.
[Го Юнфэн, глава Ассоциации китайцев для надзора за властями]:
«Мы не можем разрешить даже наши внутренние проблемы, и при этом хотим начать войну. Не думаю, что это произойдёт. Если КПК действительно начнёт воевать, это будет похоже на самоубийство».
Между тем, не все китайские чиновники говорят о войне. Некоторые, такие как член Политбюро Цзя Цинлинь, призывают вести переговоры по вопросу островов в конструктивном русле.
Однако Япония заявляет, что обсуждать нечего. Она национализировала острова в прошлом году после того, как приобрела их у частного владельца-японца.