Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
К 2000 году интернет в США совершил огромный скачок. Внезапно перед людьми открылись знания всех времен со всего мира. Можно было получить доступ к информации и найти ответы со скоростью света. Можно было сотрудничать с людьми по всему миру вне зависимости от границ и часовых поясов, творя, критикуя и разрабатывая новые предложения и идеи головокружительных масштабов.
В 1990-х годах многие полагали, что такая электронная гиперактивность устранит все «ограничения по скорости» для экономического роста. Аналитики сообщили экспертам, что те могут вкладывать практически неограниченные средства в сетевые стартапы. Рост обещал быть бурным. И не требовал стартового капитала.
Нет сомнений, что многие Mercedes 500, которые сейчас колесят по дорогам Калифорнии, обязаны своим существованием интернету. Немало предпринимателей, разработчиков и создателей приложений стали богатыми людьми. Однако, если основываться на показателях роста, зарплатах и доходах семей, интернет, по всей видимости, так и не привел ко всеобщему росту благосостояния.
Вообще, с 2000 года доходы американских семей пошли на спад. То же самое касается и зарплат. Если вычеркнуть государственные расходы и доходы от перераспределения средств, экономический рост в частном секторе за этот период оказался довольно незначительным. ВВП минус правительственные расходы дал нам 9,314 триллиона долларов в 2001 году и всего 9,721 триллиона долларов в 2010 году. Такими темпами ВВП удвоится только через 167 лет. Для сравнения, в прошлом он удвоился с 1929 по 1988 год.
За последние 20 лет доходы росли только у 10% самых богатых американских граждан. Достаток всех остальных стоял на месте... или даже уменьшался. Хуже всего пришлось самым малообеспеченным слоям населения: сейчас они беднее, чем 20 лет назад. Но что же пошло не так?
Почему интернет не сделал нас богаче?
Как следует из статьи в The Financial Times, люди в мире проводят 300 миллионов минут в день только за одной игрой Angry Birds. Еще многие миллионы минут тратятся на просмотр видео со щенками и котятами. В месяц люди проводят в Facebook 700 миллиардов минут. Средний пользователь сидит в этой социальной сети в среднем 15 часов 33 минуты в месяц. Думаю, мысль вы ухватили.
Даже если не использовать интернет как убийцу свободного времени, нужно сказать, что ВВП он редко когда повышает. Так, вместо того, чтобы пойти по магазинам, вы можете сделать все покупки в сети. Там вам предложат куда более широкий выбор товаров, причем, за меньшие деньги. Вы экономите время и энергию, которая ушла бы на поход в магазин. Точно так же, он предлагает куда более простые и практичные развлечения. Вместо того, чтобы идти в стрип-клуб, вы можете посмотреть любое количество фильмов «для взрослых», удобно устроившись дома.
В промышленности интернет является средством для снижения затрат и повышения производственной эффективности. Он позволяет улучшить контроль за маршрутами и перемещением техники для транспортных предприятий. Он помогает торговцам избежать излишних закупок. Он позволяет вам сэкономить время и силы во множестве сфер: вы можете зарезервировать билеты в сети, прочитать целую уйму материалов без необходимости идти в библиотеку, отправлять файлы, доклады и графики простым нажатием кнопки.
Все это делает жизнь быстрее, проще и приятнее, однако никак не может ощутимо отразиться на ВВП. Интернет не способен создать условия для роста ВВП. Другими словами, интернет различным образом влияет на наше качество жизни, а не на ее уровень.