Бывший консультант президента, бывший советник Всемирного банка, финансовый исследователь ООН и преподаватель американского вуза Артур Баптиста да Силва (Artur Baptista da Silva) со своими нападками на меры жесткой экономии в Португалии заработал себе в прошлом году славу героя СМИ.
Единственная проблема заключается в том, что этот 61-летний респектабельный мужчина в очках ни на одном из вышеуказанных постов не работал. Оказывается, это отбывавший тюремный срок мошенник с поддельными документами. А поскольку он весьма эффектно одурачил и ввел в заблуждение португальское общество, ему могут скоро снова предъявить обвинения в мошенничестве.
Превращение Баптисты да Силвы в популярную фигуру, интервью у которой стремился получить каждый, началось в апреле прошлого года, когда он появился в главном благотворительном центре страны, Academia do Bacalhau. Он пришел туда с толстой пачкой визиток, которые, как оказалось позже, были липовыми, а также с солидно звучащим трактатом под названием «Рост, неравенство и бедность. Заглядывая за грани среднего», который он «позаимствовал» в интернете у его автора, сотрудника Всемирного банка.
В то время Баптиста да Силва также утверждал, что является профессором социальной экономики, преподающим в Милтон-колледже. На самом деле, этот частный университет в американском штате Виконсин закрылся еще в 1982 году. Он также заявил, что руководит исследовательским проектом ООН на тему последствий рецессии в странах южной Европы. Как говорят некоторые репортеры, он даже пытался выдать себя за бывшего советника португальского президента Жорже Сампайо (Joaio Sampaio) и консультанта Всемирного банка.
Имея столь впечатляющее резюме, Баптиста впоследствии обрушился с критикой в адрес португальского правительства по поводу далеко идущих мер жесткой экономии и начал озвучивать мрачные предупреждения о том, что ООН планирует предпринять против них какие-то действия. Это нашло отклик среди населения страны, столкнувшегося с серьезными финансовыми трудностями.
Как пишет испанская газета El País, его блестящие комментарии во время дебатов в Международном клубе - так называется престижная культурная и общественная организация в Лиссабоне - были встречены громоподобными аплодисментами, переросшими в овацию вставшего зала.
Затем в своем интервью на две страницы, данном еженедельной газете Expresso в середине декабря, Баптиста да Силва продолжил осуждать политику правительства. За этим последовало интервью на радиостанции TSF, появление Баптисты на популярных теледебатах и на широко освещаемых в СМИ встречах с лидерами профсоюзов, где он давал им рекомендации по экономической политике.
Однако в пенитенциарной системе страны сокамерники Баптисты да Силвы встретили его внезапное появление в рядах интеллектуальной элиты с изумлением. Бывший одноклассник Баптисты адвокат Рикардо Са Фернандеш (Ricardo Sa Fernandes), несколько лет назад посещавший одного своего клиента в тюрьме, повстречал там новоявленного ученого и профессора, который сидел тогда в камере за мошенничество и подлог. Он рассказал об этом журналу Visao, заявив, что когда увидел осужденного мошенника на телевидении, его «потрясла способность этого человека оставить позади всю свою прошлую жизнь».
Возмездие наступило, когда ООН в прошлом месяце подтвердила одному португальскому телеканалу, что Баптиста на эту организацию не работает, причем даже в качестве волонтера, о чем позднее заявлял мошенник. СМИ начали свое журналистское расследование, в ходе которого удалось узнать и о его тюремной отсидке, и о поддельных университетских званиях. Правда, утверждения Баптисты да Силвы о том, что он изучал экономику, категорически опровергнуть не удалось.
Опубликовав пресс-релиз с резкими высказываниями в адрес бывших друзей-журналистов и коллег из-за начатой ими «охоты на ведьм», как выразился Баптиста, он исчез из поля зрения публики. Появились сообщения о том, что Баптиста находится под следствием, и что полиция обвиняет его в мошенничестве и подлоге.
Между тем, средства массовой информации продолжают поиски столь же выразительной, яркой и харизматичной замены критику государственной экономической политики. Но пожалуй, теперь они уже с опаской будут смотреть на людей со столь солидной научной биографией.